18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

От дома — к музею

№56
Материал из газеты

Первый директор музея в доме Мельникова представил первые итоги исследовательскойработы. Меняют ли они наш взгляд на этот архитектурный шедевр?

В декабре 2014 года дом архитектора Константина Мельникова открыл свои двери для широкой публики. Став филиалом Государственного музея архитектуры имени А.В.Щусева, за короткое время этот дом превратился в одну из самых интригующих московских достопримечательностей. Первые результаты его исследований, проведенных за три года сотрудниками Музея архитектуры, представил в книге «Дом Мельникова. Шедевр авангарда, жилой дом, архитектурный музей» Павел Кузнецов, возглавивший работу по созданию Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых. Книга раскрывает подробности строительства здания и его судьбу на протяжении всего XX века. Новые, ранее неизвестные или недоступные исторические сведения — безусловная ценность издания, но то, как эта информация представлена, вызовет удивление и разочарует даже самого неискушенного читателя.

Внешне напоминающее каталог к выставке благодаря достойному дизайну и большому количеству цветных иллюстраций (в том числе современных фотографий Дениса Есакова), эта книга на поверку оказывается чем-то средним между диссертацией, описанием архивных документов и отчетом о проделанной работе.

Сходство с диссертацией чисто внешнее. Обязательное наличие ссылок, вводная часть, так называемая степень научной разработанности (глава «Дом и его исследователи»), скупое описание фактических данных (глава «Строительство дома (1927–1929)») и очень сухая подача материала входят в противоречие с отсутствием сформулированной научной проблемы, гипотезы автора и методологии исследования. Объем текста не сильно превышает количество иллюстраций, что снижает градус научного пафоса.

Интригующий сюжет с эскизами ранее неизвестных проектов первого архитектора-конструктивиста, возникший во введении, представлен в книге тремя набросками фасадов Главснаба и двумя абзацами текста описательного характера, что приводит в недоумение. Казалось бы, открытие должно вызвать исследовательский интерес, но никаких подробностей читателям не дают.

Новые, достаточно занимательные, но чаще всего специальные сведения (измерительные данные, чертежи, финансовая отчетность на всех этапах строительства, юридические и страховые подробности) даны в качестве цитат из документов, выстроенных в хронологической последовательности. Многие цитаты избыточны.

В завершающей части приведено описание нынешнего состояния дома Мельникова, а также представлен подробный отчет обо всех этапах внутренних и внешних трансформаций, которые здание претерпело, превращаясь из жилого пространства в музей. Как и предыдущие, этот раздел лаконичен. Остается загадкой, каким образом эта информация может изменить наш взгляд на знаменитый дом Мельникова, расширить наши представления об одном из шедевров архитектурного авангарда. К сожалению, за бесконечным цитированием, списками, цифрами и отчетами о проделанной работе не видно ни самого зодчего, ни жилого дома, ни «шедевра авангарда».

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+