18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

От дома — к музею

№56
Материал из газеты

Первый директор музея в доме Мельникова представил первые итоги исследовательскойработы. Меняют ли они наш взгляд на этот архитектурный шедевр?

В декабре 2014 года дом архитектора Константина Мельникова открыл свои двери для широкой публики. Став филиалом Государственного музея архитектуры имени А.В.Щусева, за короткое время этот дом превратился в одну из самых интригующих московских достопримечательностей. Первые результаты его исследований, проведенных за три года сотрудниками Музея архитектуры, представил в книге «Дом Мельникова. Шедевр авангарда, жилой дом, архитектурный музей» Павел Кузнецов, возглавивший работу по созданию Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых. Книга раскрывает подробности строительства здания и его судьбу на протяжении всего XX века. Новые, ранее неизвестные или недоступные исторические сведения — безусловная ценность издания, но то, как эта информация представлена, вызовет удивление и разочарует даже самого неискушенного читателя.

Внешне напоминающее каталог к выставке благодаря достойному дизайну и большому количеству цветных иллюстраций (в том числе современных фотографий Дениса Есакова), эта книга на поверку оказывается чем-то средним между диссертацией, описанием архивных документов и отчетом о проделанной работе.

Сходство с диссертацией чисто внешнее. Обязательное наличие ссылок, вводная часть, так называемая степень научной разработанности (глава «Дом и его исследователи»), скупое описание фактических данных (глава «Строительство дома (1927–1929)») и очень сухая подача материала входят в противоречие с отсутствием сформулированной научной проблемы, гипотезы автора и методологии исследования. Объем текста не сильно превышает количество иллюстраций, что снижает градус научного пафоса.

Интригующий сюжет с эскизами ранее неизвестных проектов первого архитектора-конструктивиста, возникший во введении, представлен в книге тремя набросками фасадов Главснаба и двумя абзацами текста описательного характера, что приводит в недоумение. Казалось бы, открытие должно вызвать исследовательский интерес, но никаких подробностей читателям не дают.

Новые, достаточно занимательные, но чаще всего специальные сведения (измерительные данные, чертежи, финансовая отчетность на всех этапах строительства, юридические и страховые подробности) даны в качестве цитат из документов, выстроенных в хронологической последовательности. Многие цитаты избыточны.

В завершающей части приведено описание нынешнего состояния дома Мельникова, а также представлен подробный отчет обо всех этапах внутренних и внешних трансформаций, которые здание претерпело, превращаясь из жилого пространства в музей. Как и предыдущие, этот раздел лаконичен. Остается загадкой, каким образом эта информация может изменить наш взгляд на знаменитый дом Мельникова, расширить наши представления об одном из шедевров архитектурного авангарда. К сожалению, за бесконечным цитированием, списками, цифрами и отчетами о проделанной работе не видно ни самого зодчего, ни жилого дома, ни «шедевра авангарда».

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+