18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Рассказ о банях

№56
Материал из газеты

Придворная мода на бани в Германии XVIII века полна тайн и загадок. Некоторые из них удалось разгадать современной исследовательнице Вере Херцог

Как и где мылись немецкие князья XVIII века? Еще недавно считалось, что примерно до 1600 года регулярно мылись только бедняки и люди среднего достатка — в общественной парной, а впоследствии в общественной бане. Городская элита и аристократия использовали «сухой способ очищения»: богачи чистили организм клистирами и диетами, а забота о внешности, особенно видимых ее частях: лице, шее и руках, — заключалась в смачивании их ароматической водой, вином или молоком. Как таковое мытье нижней части тела практиковалось лишь в медицинских целях. Обычный сухой режим очищения дополнялся сезонным купанием в целебных минеральных водах.Однако в книге Веры Херцог Der fürstliche Badepavillon als zweckmäßige und repräsentative Bauaufgabe im späten 17. und 18. Jahrhundert («Купальные павильоны в княжеских владениях как функциональные и представительские сооружения в конце XVII — XVIII веках»), основанной на тщательных исследованиях, разворачивается более сложная картина. Аристократы, как и простолюдины, купались в термальных источниках и природных водоемах, многие из них владели (и пользовались) общественными банными залами. Где-то в 1700 году баня с сухим паром приобрела вид турецкого хамама с теплым бассейном. Новый всплеск интереса к купанию повлек за собой строительный бум в Священной Римской империи на рубеже XVII–XVIII веков: немецкие князья стали возводить дворцы и перестраивать свои столицы. Во дворцах появились специальные комнаты для омовения; многие обзавелись передвижным оборудованием для бани. Внимание Херцог привлекла пара десятков купальных павильонов, построенных немецкой высшей знатью тех лет. В отличие от ее предшественников, считавших, что гроты, эрмитажи и чайные домики — чисто декоративные элементы садово-паркового дизайна, Херцог утверждает: в них сочетались представительские и функциональные задачи.

Так, мраморную баню в Касселе спроектировали в виде источника жизни по заказу ландграфа Гессен-Кассельского Карла, когда семья его претендовала на королевский статус после женитьбы сына Фредерика на шведской королеве Ульрике-Элеоноре. Впоследствии представители его рода стали курфюрстами, что потребовало уже строительства пышных залов для приемов, а не бани. Водопроводные трубы к ней так и не подвели.

К концу XVIII века мода на купальные павильоны прошла, и личная гигиена стала частным делом, из-за чего значение и функции княжеских бань были забыты вплоть до наших дней. Вера Херцог занялась «археологией гуманитарного знания», дешифруя утраченные смыслы.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+