18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Рассказ о банях

№56
Материал из газеты

Придворная мода на бани в Германии XVIII века полна тайн и загадок. Некоторые из них удалось разгадать современной исследовательнице Вере Херцог

Как и где мылись немецкие князья XVIII века? Еще недавно считалось, что примерно до 1600 года регулярно мылись только бедняки и люди среднего достатка — в общественной парной, а впоследствии в общественной бане. Городская элита и аристократия использовали «сухой способ очищения»: богачи чистили организм клистирами и диетами, а забота о внешности, особенно видимых ее частях: лице, шее и руках, — заключалась в смачивании их ароматической водой, вином или молоком. Как таковое мытье нижней части тела практиковалось лишь в медицинских целях. Обычный сухой режим очищения дополнялся сезонным купанием в целебных минеральных водах.Однако в книге Веры Херцог Der fürstliche Badepavillon als zweckmäßige und repräsentative Bauaufgabe im späten 17. und 18. Jahrhundert («Купальные павильоны в княжеских владениях как функциональные и представительские сооружения в конце XVII — XVIII веках»), основанной на тщательных исследованиях, разворачивается более сложная картина. Аристократы, как и простолюдины, купались в термальных источниках и природных водоемах, многие из них владели (и пользовались) общественными банными залами. Где-то в 1700 году баня с сухим паром приобрела вид турецкого хамама с теплым бассейном. Новый всплеск интереса к купанию повлек за собой строительный бум в Священной Римской империи на рубеже XVII–XVIII веков: немецкие князья стали возводить дворцы и перестраивать свои столицы. Во дворцах появились специальные комнаты для омовения; многие обзавелись передвижным оборудованием для бани. Внимание Херцог привлекла пара десятков купальных павильонов, построенных немецкой высшей знатью тех лет. В отличие от ее предшественников, считавших, что гроты, эрмитажи и чайные домики — чисто декоративные элементы садово-паркового дизайна, Херцог утверждает: в них сочетались представительские и функциональные задачи.

Так, мраморную баню в Касселе спроектировали в виде источника жизни по заказу ландграфа Гессен-Кассельского Карла, когда семья его претендовала на королевский статус после женитьбы сына Фредерика на шведской королеве Ульрике-Элеоноре. Впоследствии представители его рода стали курфюрстами, что потребовало уже строительства пышных залов для приемов, а не бани. Водопроводные трубы к ней так и не подвели.

К концу XVIII века мода на купальные павильоны прошла, и личная гигиена стала частным делом, из-за чего значение и функции княжеских бань были забыты вплоть до наших дней. Вера Херцог занялась «археологией гуманитарного знания», дешифруя утраченные смыслы.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
7
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+