18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Картина, которую никто не видел 90 лет

№56
Материал из газеты

Уже очень скоро посетители Русского музея смогут увидеть масштабное полотно Вильгельма Котарбинского «Оргия», почти 100 лет хранившееся в свернутом виде и поэтому серьезно пострадавшее

В конце года Государственный Русский музей откроет выставку «Пленники Вечного города», посвященную творчеству Генриха Семирадского и колонии русских художников, живших в Риме во второй половине XIX века. Работая над реставрационной подготовкой этой временной экспозиции, специалисты вернули к жизни самое крупное произведение Вильгельма Котарбинского — картину «Оргия» (3х5 м).

Заклеенное с лицевой стороны оберточной бумагой, оно с января 1927 года хранилось в фондах в скатанном виде. Сотрудники музея в процессе реставрации и сами впервые увидели эту вещь Котарбинского, до сих пор в их распоряжении была только черно-белая фотография картины начала ХХ века.

«Смотрите, от хранения на валу на полотне появились очаги отслоения: красочный слой приклеился к бумаге, а связи с остальными слоями у него не произошло, — Марат Дашкин, художник-реставратор станковой живописи первой категории, показывает небольшие проплешины, возникшие на картине после 90 лет хранения рулоном. — Мы, приступая к работе, боялись, что потери будут существенными. Но оказалось не так страшно, все утраты — локальные. Мы знаем, где какой цвет был, все сохранилось, никаких внедрений от себя мы не делаем. Красочный слой поврежден незначительно, но работа предстоит еще огромная».

Вильгельм Котарбинский — российский художник польского происхождения, один из представителей стиля модерн в живописи. Особенно известен как участник росписи Владимирского собора в Киеве и модный салонный живописец, автор картин на мифологические темы в духе мистицизма.

Его двоюродный брат Милош Котарбинский тоже был художником, окончившим Академию художеств в Петербурге. Вильгельм Котарбинский окончил Академию святого Луки в Риме. Там же познакомился с братьями Сведомскими, которые пригласили его в Киев принять участие в росписи Владимирского собора (вместе с Виктором Васнецовым, Михаилом Нестеровым и другими художниками). Живя в Киеве, Вильгельм Котарбинской много работал в жанре декоративной живописи. В частности, он написал панно для Музея западной живописи в Киеве, который располагался в особняке Ханенко (теперь это Национальный музей искусств имени Варвары и Богдана Ханенко).

Именно в эти годы Котарбинский становится известен и своими крупными станковыми работами, такими как «Оргия» или «Битва кентавров с амазонками». В конце XIX века его полотно «Оргия» было приобретено Музеем императора Александра III (ныне Государственный Русский музей).

Как рассказала Наталья Романова, художник-реставратор высшей категории, в архивах музея сохранились документы 1920-х годов, относящиеся к этой работе Котарбинского, где говорится, что при осмотре картины были обнаружены «признаки осыпания верхних слоев живописи от нижних слоев, которые носят угрожающий характер». Тогда-то реставраторы и решили в виде временной меры укрепления проклеить полотно осетровым клеем и закрыть бумагой. Поэтому первым делом их современным коллегам пришлось снимать слой плотной бумаги, которой закрыли лицевую сторону картины, после того как нанесли на нее толстый слой рыбьего клея.

К сожалению, эта мера не спасла красочный слой: для укрепления клей нужно было вгонять между слоями краски, а не просто наносить сверху. Теперь специалисты исправляют ошибки предшественников.

«Мы вручную, послойно истончаем бумагу, чтобы выявить изображение и конфигурацию утрат, — объясняет Марат Дашкин. — Но, как только ослабляется сцепление бумаги, под ней расслабляется красочный слой и появляются пузыри. Мы инъектируем в них осетровый клей, высушиваем, одновременно прижимая к остальным слоям краски, соединяя все разрозненные красочные слои».

После снятия бумаги и укрепления реставраторы перевернут полотно и будут работать с обратной стороной. Затем натянут картину на подрамник, и начнется второй этап — художественная реставрация. Уже заказана новая рама, и после экспонирования на выставке работа останется в ней навсегда.

На выставке «Пленники Вечного города» посетители увидят три произведения Вильгельма Котарбинского: «Оргию» и пейзаж «Сумерки» из собрания ГРМ и «Девушку с голубями» из Третьяковки.

«Котарбинский станет настоящим открытием выставки, ведь его работу никто не видел больше 90 лет, — говорит Павел Климов, ведущий научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX — начала XX века. — Хотя он живописец не первого плана, но это интересный, эффектный художник. „Оргия“ из всех его станковых работ самая значительная. Изучали Котарбинского мало, и выставка, надеемся, вызовет желание изучить его творчество детальнее».

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+