18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Вячеслав Тарновецкий. Мастер фотографии, считавший себя любителем

Центр фотографии им. братьев Люмьер продолжает пополнять свою «Антологию русской фотографии ХХ века. Фото 1980–1990»; на этот раз в фокусе Вячеслав Тарновецкий (1945–2002). Фотографией Тарновецкий увлекся еще в юности, в 1960 году, предпочитал широкую пленку и формат кадра 6 х 6, многие фотографии он сделал среднеформатной камерой «Искра», в том числе лучшие свои работы. Будучи физиком по образованию и преподавая на кафедре физики университета в родных Черновцах, Тарновецкий и не мечтал о славе фотографа, считая себя всего лишь любителем. В 1977 году Французская национальная библиотека запросила в свою коллекцию несколько работ Тарновецкого у журнала «Советское фото», куда он незадолго до этого отправил свои фотографии, — и это стало первым признанием фотографа. Сегодня работы Тарновецкого хранятся в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина, в Галерее искусств «Коркоран» в Вашингтоне и немецком музее «Эсслинген».

Тарновецкий любил работать сериями: заборы, дома, трубы, сетки, портреты — каждая в свою отдельную папку. Но в этом не было никакого концептуализма, никакой «литературы», он не давал названий своим фотографиям. Главным для него оставалась художественная форма и событие, живущее своей жизнью внутри этой формы. Следы покрышек на свежевыпавшем снегу, тень, отброшенная могучей вертикалью корабельного киля, пробивающийся сквозь узорчатую беседку свет. «Что такое фотографическое событие по Тарновецкому? Это событие, которое не находится на поверхности, но оно важно для фотографии. То есть фотографическое событие означает состояние объекта внутри кадра, состояние света, состояние композиции», — писал про него фотограф Борис Савельев, тоже уроженец Черновцов. «Не обратить внимание на Тарновецкого, рассматривая историю советской фотографии 1970–1980-х, просто невозможно, — рассказывает куратор выставки Катерина Зуева. — Посмотрите издания, которые выходили за границей в конце 1980-х, на пике интереса к перестроечному искусству на Западе. Тарновецкий есть во всех». Однако он так и не получил должного признания на родине: в советское время работы Тарновецкого печатали в основном зарубежные издания, а в 1990-х он участвовал в редких коллективных выставках. Поэтому нынешняя выставка, помимо прочего, важна и тем, что это первая за долгое время персональная выставка Тарновецкого в России. В экспозиции, подготовленной совместно с вдовой фотографа Майей Полищук, порядка 60 работ, представляющих разные периоды творчества мастера. — Филипп Брукк
Центр фотографии им. братьев Люмьер
Десять папок Вячеслава Тарновецкого

Москва
13 марта — 27 апреля

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
3
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
4
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
5
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
6
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+