Вячеслав Тарновецкий. Мастер фотографии, считавший себя любителем

Центр фотографии им. братьев люмьер
Центр фотографии им. братьев люмьер

Центр фотографии им. братьев Люмьер продолжает пополнять свою «Антологию русской фотографии ХХ века. Фото 1980–1990»; на этот раз в фокусе Вячеслав Тарновецкий (1945–2002). Фотографией Тарновецкий увлекся еще в юности, в 1960 году, предпочитал широкую пленку и формат кадра 6 х 6, многие фотографии он сделал среднеформатной камерой «Искра», в том числе лучшие свои работы. Будучи физиком по образованию и преподавая на кафедре физики университета в родных Черновцах, Тарновецкий и не мечтал о славе фотографа, считая себя всего лишь любителем. В 1977 году Французская национальная библиотека запросила в свою коллекцию несколько работ Тарновецкого у журнала «Советское фото», куда он незадолго до этого отправил свои фотографии, — и это стало первым признанием фотографа. Сегодня работы Тарновецкого хранятся в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина, в Галерее искусств «Коркоран» в Вашингтоне и немецком музее «Эсслинген».

Тарновецкий любил работать сериями: заборы, дома, трубы, сетки, портреты — каждая в свою отдельную папку. Но в этом не было никакого концептуализма, никакой «литературы», он не давал названий своим фотографиям. Главным для него оставалась художественная форма и событие, живущее своей жизнью внутри этой формы. Следы покрышек на свежевыпавшем снегу, тень, отброшенная могучей вертикалью корабельного киля, пробивающийся сквозь узорчатую беседку свет. «Что такое фотографическое событие по Тарновецкому? Это событие, которое не находится на поверхности, но оно важно для фотографии. То есть фотографическое событие означает состояние объекта внутри кадра, состояние света, состояние композиции», — писал про него фотограф Борис Савельев, тоже уроженец Черновцов. «Не обратить внимание на Тарновецкого, рассматривая историю советской фотографии 1970–1980-х, просто невозможно, — рассказывает куратор выставки Катерина Зуева. — Посмотрите издания, которые выходили за границей в конце 1980-х, на пике интереса к перестроечному искусству на Западе. Тарновецкий есть во всех». Однако он так и не получил должного признания на родине: в советское время работы Тарновецкого печатали в основном зарубежные издания, а в 1990-х он участвовал в редких коллективных выставках. Поэтому нынешняя выставка, помимо прочего, важна и тем, что это первая за долгое время персональная выставка Тарновецкого в России. В экспозиции, подготовленной совместно с вдовой фотографа Майей Полищук, порядка 60 работ, представляющих разные периоды творчества мастера. — Филипп Брукк
Центр фотографии им. братьев Люмьер
Десять папок Вячеслава Тарновецкого

Москва
13 марта — 27 апреля

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+