18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Вячеслав Тарновецкий. Мастер фотографии, считавший себя любителем

Центр фотографии им. братьев Люмьер продолжает пополнять свою «Антологию русской фотографии ХХ века. Фото 1980–1990»; на этот раз в фокусе Вячеслав Тарновецкий (1945–2002). Фотографией Тарновецкий увлекся еще в юности, в 1960 году, предпочитал широкую пленку и формат кадра 6 х 6, многие фотографии он сделал среднеформатной камерой «Искра», в том числе лучшие свои работы. Будучи физиком по образованию и преподавая на кафедре физики университета в родных Черновцах, Тарновецкий и не мечтал о славе фотографа, считая себя всего лишь любителем. В 1977 году Французская национальная библиотека запросила в свою коллекцию несколько работ Тарновецкого у журнала «Советское фото», куда он незадолго до этого отправил свои фотографии, — и это стало первым признанием фотографа. Сегодня работы Тарновецкого хранятся в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина, в Галерее искусств «Коркоран» в Вашингтоне и немецком музее «Эсслинген».

Тарновецкий любил работать сериями: заборы, дома, трубы, сетки, портреты — каждая в свою отдельную папку. Но в этом не было никакого концептуализма, никакой «литературы», он не давал названий своим фотографиям. Главным для него оставалась художественная форма и событие, живущее своей жизнью внутри этой формы. Следы покрышек на свежевыпавшем снегу, тень, отброшенная могучей вертикалью корабельного киля, пробивающийся сквозь узорчатую беседку свет. «Что такое фотографическое событие по Тарновецкому? Это событие, которое не находится на поверхности, но оно важно для фотографии. То есть фотографическое событие означает состояние объекта внутри кадра, состояние света, состояние композиции», — писал про него фотограф Борис Савельев, тоже уроженец Черновцов. «Не обратить внимание на Тарновецкого, рассматривая историю советской фотографии 1970–1980-х, просто невозможно, — рассказывает куратор выставки Катерина Зуева. — Посмотрите издания, которые выходили за границей в конце 1980-х, на пике интереса к перестроечному искусству на Западе. Тарновецкий есть во всех». Однако он так и не получил должного признания на родине: в советское время работы Тарновецкого печатали в основном зарубежные издания, а в 1990-х он участвовал в редких коллективных выставках. Поэтому нынешняя выставка, помимо прочего, важна и тем, что это первая за долгое время персональная выставка Тарновецкого в России. В экспозиции, подготовленной совместно с вдовой фотографа Майей Полищук, порядка 60 работ, представляющих разные периоды творчества мастера. — Филипп Брукк
Центр фотографии им. братьев Люмьер
Десять папок Вячеслава Тарновецкого

Москва
13 марта — 27 апреля

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+