18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Игорь Голомшток. Памяти ученого

Историк искусства Игорь Голомшток скончался в Лондоне

Еще совсем недавно наша газета рецензировала «Занятие для старого городового», книгу воспоминаний Игоря Голомштока, имевшую подзаголовок «Мемуары пессимиста», прекрасно осознающего, что все самое важное уже было, а жизнь вышла на финишную прямую.

Книга Голомштока делится на две неравные части — российскую и эмигрантскую. Первая начинается арестом отца (1934), рассказывает о жизни на Колыме (1939–1943) и возвращении в Москву в 1943-м, где Голомшток окончил Финансовый институт (1940–1950-е), а после поступил на вечернее отделение филологического (позже исторического) факультета МГУ, где изучал искусствоведение.

Работая в ГМИИ им. Пушкина (1955–1963), именно Игорь Голомшток вместе с Андреем Синявским написал первую советскую монографию о Пабло Пикассо. Позже, в 1965-м году, во время судебного процесса над своим соавтором и его подельником Даниэлем Голомшток отказался давать показания, из-за чего известного искусствоведа и автора книг о Босхе и Сезанне (так, впрочем, вовремя и не вышедших: набор этих монографий был в назидание рассыпан, а книги вышли годы спустя и под псевдонимом) приговорили к полугоду исправительных работ (по сути — к крупному денежному штрафу).

В «Занятии для старого городового» есть отдельные главы, посвященные дружбе с Надеждой Мандельштам и отцом Менем, Сергеем Довлатовым и Александром Твардовским; TANR опубликовала главу, посвященную встречам с художниками Анатолием Зверевым, Владимиром Яковлевым и коллекционером Георгием Костаки.

В 1972 году Игорь Голомшток эмигрировал, и в книге его жизни началась совершенно другая часть. Ученый преподавал в университетах Сент-Эндрюса, Эссекса и Оксфорда, вел культурные передачи на ВВС и радио «Свобода», а главное — написал свой opus magnum «Тоталитарное искусство» (1990, русский перевод — 1994), где впервые сопоставил визуальные коды советского (сталинского) и немецкого (нацистского) искусства. Эта фундаментальная монография, переведенная на многие языки и имевшая эффект разорвавшейся бомбы, на десятилетия задавшая пути изучения соцреалистического канона, навсегда обеспечила «старому пессимисту», скончавшемуся 12 июля на 88-м году жизни, место в пантеоне российского искусствознания.

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
6
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
7
Сергей Коненков: место на пьедестале
150-летие скульптора Сергея Коненкова заставляет пристальнее всмотреться в его богатую крутыми поворотами и тайнами биографию и по-новому оценить работы
26.09.2024
Сергей Коненков: место на пьедестале
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+