Игорь Голомшток. Памяти ученого

Историк искусства Игорь Голомшток скончался в Лондоне

Фото: www.oralhistory.ru
Фото: www.oralhistory.ru

Еще совсем недавно наша газета рецензировала «Занятие для старого городового», книгу воспоминаний Игоря Голомштока, имевшую подзаголовок «Мемуары пессимиста», прекрасно осознающего, что все самое важное уже было, а жизнь вышла на финишную прямую.

Книга Голомштока делится на две неравные части — российскую и эмигрантскую. Первая начинается арестом отца (1934), рассказывает о жизни на Колыме (1939–1943) и возвращении в Москву в 1943-м, где Голомшток окончил Финансовый институт (1940–1950-е), а после поступил на вечернее отделение филологического (позже исторического) факультета МГУ, где изучал искусствоведение.

Работая в ГМИИ им. Пушкина (1955–1963), именно Игорь Голомшток вместе с Андреем Синявским написал первую советскую монографию о Пабло Пикассо. Позже, в 1965-м году, во время судебного процесса над своим соавтором и его подельником Даниэлем Голомшток отказался давать показания, из-за чего известного искусствоведа и автора книг о Босхе и Сезанне (так, впрочем, вовремя и не вышедших: набор этих монографий был в назидание рассыпан, а книги вышли годы спустя и под псевдонимом) приговорили к полугоду исправительных работ (по сути — к крупному денежному штрафу).

В «Занятии для старого городового» есть отдельные главы, посвященные дружбе с Надеждой Мандельштам и отцом Менем, Сергеем Довлатовым и Александром Твардовским; TANR опубликовала главу, посвященную встречам с художниками Анатолием Зверевым, Владимиром Яковлевым и коллекционером Георгием Костаки.

В 1972 году Игорь Голомшток эмигрировал, и в книге его жизни началась совершенно другая часть. Ученый преподавал в университетах Сент-Эндрюса, Эссекса и Оксфорда, вел культурные передачи на ВВС и радио «Свобода», а главное — написал свой opus magnum «Тоталитарное искусство» (1990, русский перевод — 1994), где впервые сопоставил визуальные коды советского (сталинского) и немецкого (нацистского) искусства. Эта фундаментальная монография, переведенная на многие языки и имевшая эффект разорвавшейся бомбы, на десятилетия задавшая пути изучения соцреалистического канона, навсегда обеспечила «старому пессимисту», скончавшемуся 12 июля на 88-м году жизни, место в пантеоне российского искусствознания.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
6
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
7
Ствол Пеноне разместили по соседству с глиной Фишера
Фонд V–A–C установил еще одну скульптуру в прилегающем к Дому культуры «ГЭС-2» пространстве. На сей раз это части бронзового ствола
20.08.2021
Ствол Пеноне разместили по соседству с глиной Фишера
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+