18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Бьорк и Мэтью Барни снова вместе — как участники Московской биеннале современного искусства

Исландская певица и художница Бьорк и американский художник и режиссер Мэтью Барни будут участвовать в основном проекте Московской биеннале современного искусства

Бьорк, Мэтью Барни. «Рисуя границы 9». 2005. Фото: IFC Film
Бьорк, Мэтью Барни. «Рисуя границы 9». 2005.
Фото: IFC Film

Знаменитые каждый по отдельности певица и актриса Бьорк и художник и режиссер Мэтью Барни в течение 13 лет составляли эффектный семейный и творческий союз. Совместным творчеством Бьорк и Барни занялись в 2001 году, у них родилась дочь и немало общих проектов. Среди них — клипы певицы, документальный фильм «Мэтью Барни: без границ» и главная работа художников — «Рисуя границы 9». Все это было однажды показано в Москве куратором и арт-директором Музея Гуггенхайма Нэнси Спектор в рамках программы специальных проектов на II Московской биеннале современного искусства в 2007 году.

Мэтью Барни. Из цикла «Кремастер». 1997. © Matthew Barney
Мэтью Барни. Из цикла «Кремастер». 1997. © Matthew Barney

Соединяющий перформанс и музыку фильм «Рисуя границы 9» (или «Растворение мира») наполнен поражающими образами на грани реальности и странными фантазиями. В одной из самых впечатляющих сцен пара в исполнении Барни и Бьорк в традиционных японских костюмах начинает целоваться, отрезая друг от друга кусочки плоти и постепенно превращаясь в маленьких китят. Художники вдохновлялись японской культурой, творчеством фотографа Нобуёси Араки, музыкой и мировоззрением синтоистов, которые верят в пребывание на земле божеств и духов умерших. По словам Барни, развитие сюжета определяли музыкальные сочинения его возлюбленной, которой для вдохновения он просто наговаривал словосочетания-ассоциации: «агрессивные корабли» или «ночной волшебный марш детей». В итоге четыре года съемки в заливе Нагасаки вылились в проект о перерождении, где в полной мере отражены и загадочность Бьорк, и эксцентричность Барни, который, отучившись три года в Йеле на пластического хирурга, променял операционную на съемочную площадку, но не забыл при этом захватить с собой колюще-режущие инструменты.

«Работа Мэтью очень естественна, органична и полезна. Он доказал, что можно отправиться в самые глубокие слои подсознания без саморазрушения», — говорила Бьорк в интервью о взаимоотношениях с художником и наполняла видеоклипы интимными сценами и экспериментами над телом (как, например, пирсинг в клипе Pagan Poetry).

Бьорк, Мэтью Барни. «Рисуя границы 9». 2005. Фото: IFC Film
Бьорк, Мэтью Барни. «Рисуя границы 9». 2005.
Фото: IFC Film

Три года назад исландско-американская семья распалась. У Барни завязался роман с художницей Элизабет Пейтон, который длился, по слухам, еще с их совместной выставки «Кровь двоих» в греческом фонде Deste Foundation в 2009 году. После разрыва художник подал на бывшую жену в суд, обвинив ее в том, что она «ставит под угрозу эмоциональное благополучие дочери Исадоры». Однако лишить мать опеки над ребенком ему не удалось. Впрочем, даже развод не поставил точку в их связи. Десять песен «о конце отношений» вошли в мрачный альбом Бьорк Vulnicura, на обложке которого она застыла с огромной дырой в груди, символизирующей и незатянувшуюся рану, и вагину, и портал во внутренний мир. Одновременно с выходом альбома открылась ее ретроспектива в Музее современного искусства в Нью-Йорке c образовательной программой, в рамках которой Бьорк рассказывала о связи искусства с наукой и природой. Чуть позже в Лос-Анджелесе прошла масштабная персональная выставка Барни River of Fundament. Свои впечатления от разрыва он воплотил в фильме по мотивам романа Нормана Мейлера «Вечера в древности», наполненном сценами с испражнениями, странными действиями сексуального характера и разложившимися тушами.

По замыслу куратора грядущей Московской биеннале современного искусства Юки Хасегавы, не чуждой философии буддизма, мечтательное миропребывание, эскапистский уход в музыку или желание раствориться в природе — всё лучше, чем уход от жизни в виртуальную реальность. О волшебных свойствах «облака и леса» выбранные ею художники, в том числе Бьорк и Мэтью Барни, расскажут в основном проекте биеннале, который откроется 19 сентября.

Самое читаемое:
1
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
Новый директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, возглавившая его после ухода Марины Лошак, рассказывает о своих ближайших планах и взглядах на развитие музея
27.03.2023
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
4
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
5
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
6
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
7
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
Живописный город на севере Израиля расположился на склонах горы Кармель. Чем он славен, кроме диковинных и немного китчевых Бахайских садов, и что стоит посмотреть в стороне от привычных туристических маршрутов
24.03.2023
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+