18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Бьорк и Мэтью Барни снова вместе — как участники Московской биеннале современного искусства

Исландская певица и художница Бьорк и американский художник и режиссер Мэтью Барни будут участвовать в основном проекте Московской биеннале современного искусства

Знаменитые каждый по отдельности певица и актриса Бьорк и художник и режиссер Мэтью Барни в течение 13 лет составляли эффектный семейный и творческий союз. Совместным творчеством Бьорк и Барни занялись в 2001 году, у них родилась дочь и немало общих проектов. Среди них — клипы певицы, документальный фильм «Мэтью Барни: без границ» и главная работа художников — «Рисуя границы 9». Все это было однажды показано в Москве куратором и арт-директором Музея Гуггенхайма Нэнси Спектор в рамках программы специальных проектов на II Московской биеннале современного искусства в 2007 году.

Соединяющий перформанс и музыку фильм «Рисуя границы 9» (или «Растворение мира») наполнен поражающими образами на грани реальности и странными фантазиями. В одной из самых впечатляющих сцен пара в исполнении Барни и Бьорк в традиционных японских костюмах начинает целоваться, отрезая друг от друга кусочки плоти и постепенно превращаясь в маленьких китят. Художники вдохновлялись японской культурой, творчеством фотографа Нобуёси Араки, музыкой и мировоззрением синтоистов, которые верят в пребывание на земле божеств и духов умерших. По словам Барни, развитие сюжета определяли музыкальные сочинения его возлюбленной, которой для вдохновения он просто наговаривал словосочетания-ассоциации: «агрессивные корабли» или «ночной волшебный марш детей». В итоге четыре года съемки в заливе Нагасаки вылились в проект о перерождении, где в полной мере отражены и загадочность Бьорк, и эксцентричность Барни, который, отучившись три года в Йеле на пластического хирурга, променял операционную на съемочную площадку, но не забыл при этом захватить с собой колюще-режущие инструменты.

«Работа Мэтью очень естественна, органична и полезна. Он доказал, что можно отправиться в самые глубокие слои подсознания без саморазрушения», — говорила Бьорк в интервью о взаимоотношениях с художником и наполняла видеоклипы интимными сценами и экспериментами над телом (как, например, пирсинг в клипе Pagan Poetry).

Три года назад исландско-американская семья распалась. У Барни завязался роман с художницей Элизабет Пейтон, который длился, по слухам, еще с их совместной выставки «Кровь двоих» в греческом фонде Deste Foundation в 2009 году. После разрыва художник подал на бывшую жену в суд, обвинив ее в том, что она «ставит под угрозу эмоциональное благополучие дочери Исадоры». Однако лишить мать опеки над ребенком ему не удалось. Впрочем, даже развод не поставил точку в их связи. Десять песен «о конце отношений» вошли в мрачный альбом Бьорк Vulnicura, на обложке которого она застыла с огромной дырой в груди, символизирующей и незатянувшуюся рану, и вагину, и портал во внутренний мир. Одновременно с выходом альбома открылась ее ретроспектива в Музее современного искусства в Нью-Йорке c образовательной программой, в рамках которой Бьорк рассказывала о связи искусства с наукой и природой. Чуть позже в Лос-Анджелесе прошла масштабная персональная выставка Барни River of Fundament. Свои впечатления от разрыва он воплотил в фильме по мотивам романа Нормана Мейлера «Вечера в древности», наполненном сценами с испражнениями, странными действиями сексуального характера и разложившимися тушами.

По замыслу куратора грядущей Московской биеннале современного искусства Юки Хасегавы, не чуждой философии буддизма, мечтательное миропребывание, эскапистский уход в музыку или желание раствориться в природе — всё лучше, чем уход от жизни в виртуальную реальность. О волшебных свойствах «облака и леса» выбранные ею художники, в том числе Бьорк и Мэтью Барни, расскажут в основном проекте биеннале, который откроется 19 сентября.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+