18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Церковь Преображения Господня в Кижах реставрируют за полмиллиарда рублей

Многолетняя реставрация церкви Преображения Господня, которая в составе ансамбля Кижского погоста входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, завершится в 2019 году

Реставрировать одну из доминант ансамбля Кижского погоста — 22-главую церковь Преображения Господня — начали через век после ее постройки в 1714 году, и с тех пор, как водится на памятниках древних и хрупких, этот процесс стал беспрерывным. Начатые в 2000-х годах реставрационные и консервационные работы в Кижах идут своим чередом и не выбиваются из графика, заявленного еще пять лет назад прежним руководством музея-заповедника. Нынешнее на совещании в Министерстве культуры РФ подтвердило, что объекты планируется сдать в 2020 году, к 100-летию образования Республики Карелия, а церковь будет готова годом раньше и там возобновят богослужения.

В свое время метод ее реставрации — так называемый лифтинг, при котором памятник делится на ярусы, последовательно реставрируется снизу вверх и, по сути, остается на месте, расколол профессиональное сообщество. Противники лифтинга ратовали за раскатку, то есть полный разбор памятника. Директор музея-заповедника Елена Богданова рассказала, что в ЮНЕСКО выбранный метод, который в итоге позволит сохранить более 70% исторических элементов (а 37-метровая церковь состоит из 3 тысяч бревен и сотни тысяч элементов), одобрили.

В настоящее время реставрационные работы завершены более чем наполовину: собраны с седьмого по четвертый технологические пояса, третий после восстановления вернулся на погост и у церкви появился фундамент для ее укрепления. Общая стоимость работ составляет 457,1 млн руб., с 2004 по 2016 год было освоено 293,6 млн руб.

Также решается вопрос о реставрации сохранившихся и воссоздании утраченных элементов храмового иконостаса, который был разобран четверть века назад. Он считается одним из наиболее полных иконостасных комплексов Русского Севера: две старейшие иконы — «Преображение» и «Покров» — датируются последней третью XVII века, остальные 103 иконы относятся ко второй половине XVIII века. По предварительной оценке, на их реставрацию потребуется немногим более 160 млн руб.

Вскоре после демонтажа иконостаса в храме появился металлический каркас для предохранения от дальнейшей деформации. Сейчас он используется при реставрации для так называемого вывешивания сруба и после окончания всех работ будет демонтирован. Но на этом процесс не остановится, следующая задача, которую предстоит решить в течение максимум 30 лет, — это обшивка церкви деревом для защиты сруба от климатических воздействий.

Параллельно с реставрацией в музее-заповеднике развивают инфраструктуру: прокладывают коммуникации, строят дороги и обустраивают туристический комплекс за пределами зоны охраны. Гостиница разместится в том числе в одном из самых старых домов Кижей, в так называемом доме Серова — деревянной постройке 1874 года, а дом Мошниковой начала ХХ века станет музеем и получит название «Дом природы».

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+