18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Церковь Преображения Господня в Кижах реставрируют за полмиллиарда рублей

Многолетняя реставрация церкви Преображения Господня, которая в составе ансамбля Кижского погоста входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, завершится в 2019 году

Реставрировать одну из доминант ансамбля Кижского погоста — 22-главую церковь Преображения Господня — начали через век после ее постройки в 1714 году, и с тех пор, как водится на памятниках древних и хрупких, этот процесс стал беспрерывным. Начатые в 2000-х годах реставрационные и консервационные работы в Кижах идут своим чередом и не выбиваются из графика, заявленного еще пять лет назад прежним руководством музея-заповедника. Нынешнее на совещании в Министерстве культуры РФ подтвердило, что объекты планируется сдать в 2020 году, к 100-летию образования Республики Карелия, а церковь будет готова годом раньше и там возобновят богослужения.

В свое время метод ее реставрации — так называемый лифтинг, при котором памятник делится на ярусы, последовательно реставрируется снизу вверх и, по сути, остается на месте, расколол профессиональное сообщество. Противники лифтинга ратовали за раскатку, то есть полный разбор памятника. Директор музея-заповедника Елена Богданова рассказала, что в ЮНЕСКО выбранный метод, который в итоге позволит сохранить более 70% исторических элементов (а 37-метровая церковь состоит из 3 тысяч бревен и сотни тысяч элементов), одобрили.

В настоящее время реставрационные работы завершены более чем наполовину: собраны с седьмого по четвертый технологические пояса, третий после восстановления вернулся на погост и у церкви появился фундамент для ее укрепления. Общая стоимость работ составляет 457,1 млн руб., с 2004 по 2016 год было освоено 293,6 млн руб.

Также решается вопрос о реставрации сохранившихся и воссоздании утраченных элементов храмового иконостаса, который был разобран четверть века назад. Он считается одним из наиболее полных иконостасных комплексов Русского Севера: две старейшие иконы — «Преображение» и «Покров» — датируются последней третью XVII века, остальные 103 иконы относятся ко второй половине XVIII века. По предварительной оценке, на их реставрацию потребуется немногим более 160 млн руб.

Вскоре после демонтажа иконостаса в храме появился металлический каркас для предохранения от дальнейшей деформации. Сейчас он используется при реставрации для так называемого вывешивания сруба и после окончания всех работ будет демонтирован. Но на этом процесс не остановится, следующая задача, которую предстоит решить в течение максимум 30 лет, — это обшивка церкви деревом для защиты сруба от климатических воздействий.

Параллельно с реставрацией в музее-заповеднике развивают инфраструктуру: прокладывают коммуникации, строят дороги и обустраивают туристический комплекс за пределами зоны охраны. Гостиница разместится в том числе в одном из самых старых домов Кижей, в так называемом доме Серова — деревянной постройке 1874 года, а дом Мошниковой начала ХХ века станет музеем и получит название «Дом природы».

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+