Скрипка, трубка и девица Воронцова

В Большом Меншиковском дворце в Ораниенбауме открыты после реставрации покои Елизаветы Воронцовой

Бюст богини Дианы. Покои фрейлины Елизаветы Воронцовой. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Бюст богини Дианы. Покои фрейлины Елизаветы Воронцовой.
Фото: ГМЗ «Петергоф»

Комплекс помещений на первом этаже Большого Меншиковского дворца известен у историков как «Воронцовская половина», или «покои Воронцовой». В середине XVIII века, когда владельцем Ораниенбаума, изначально принадлежавшего сподвижнику Петра I Александру Меншикову, стал великий князь Петр Федорович, будущий император Петр III, на месте скромных служебных помещений появляются роскошные парадные покои. Их для своей фаворитки Елизаветы Воронцовой, фрейлины будущей императрицы Екатерины II, велел перестроить Петр Федорович. Он был так привязан к своей даме сердца, что, уже будучи арестованным, просил заговорщиков оставить ему только три вещи — скрипку, трубку и девицу Воронцову.

Покои фрейлины Елизаветы Воронцовой. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Покои фрейлины Елизаветы Воронцовой.
Фото: ГМЗ «Петергоф»

Впоследствии и этот дворец, и весь дворцово-парковый ансамбль несколько раз меняли хозяев. К концу XIX века ими становится семья герцога Георга Мекленбург-Стрелицкого. Но новые владельцы старались сохранить облик покоев XVIII века. Серьезный ущерб был нанесен всему дворцу в советское время, когда здесь обосновалось Гидрографическое управление Балтийского флота.

Чайный сервиз, выполненный мастерами Императорского фарфорового завода и Мейсенской мануфактуры. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Чайный сервиз, выполненный мастерами Императорского фарфорового завода и Мейсенской мануфактуры.
Фото: ГМЗ «Петергоф»

— Наша экспозиция открыта в той части дворца, у которой была сложная судьба, — рассказала корреспонденту TANR Ирина Федотова, хранитель музейной экспозиции. — Фактически одни и те же помещения хранят память и о XVIII, и о XIX веках. И мы старались максимально сохранить в интерьерах оба этих исторических периода.

Покои фрейлины Елизаветы Воронцовой. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Покои фрейлины Елизаветы Воронцовой.
Фото: ГМЗ «Петергоф»

Петр Федорович поселил свою фаворитку Елизавету Воронцову на первом этаже дворца, его комнаты находились на втором этаже, их связывали потайные лестницы. Именно тогда эти покои обрели изысканную отделку: изящную лепнину потолка, деревянные резные панели, узорные паркеты. Лепная отделка потолков, сделанная способом намазной штукатурки, была выполнена итальянским мастером Джованни Джанни, работавшим в Петербурге в то время. Небольшой центральный зал покоев Воронцовой получил название «Зал Дианы» из-за сюжета лепки: богиня Диана в окружении нимф. Позже, при герцоге Мекленбург-Стрелицком, это помещение использовалось как гостиная, и, по воспоминаниям современников, Александр Бенуа, часто бывавший в гостях у герцога, неизменно восхищался роскошной лепниной потолка. В XIX веке интерьер зала Дианы был дополнен настенной лепкой, стилизованной под XVIII век и выполненной в технике отливки.

Покои фрейлины Елизаветы Воронцовой. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Покои фрейлины Елизаветы Воронцовой.
Фото: ГМЗ «Петергоф»

Всего были отреставрированы шесть помещений: зал Дианы, спальня, Золотой кабинет, кабинет хозяина и две небольшие проходные комнаты. К парадному залу примыкала парадная опочивальня с альковом. В ней сохранилась роспись потолков XVIII века, золоченая резьба, камин работы конца XIX века, стилизованный под эпоху Воронцовой. В Золотом кабинете сохранилась вызолоченная лепнина потолка, которую недавно отреставрировали. При Воронцовой в нем сначала были деревянные резные панели, потом их заменили на лепнину, в таком виде этот интерьер дошел до наших дней. Главный сюжет лепнины Золотого кабинета: богиня Аврора приветствует восход солнца. Интерьер кабинета хозяина был сохранен на то время, когда он принадлежал герцогу Мекленбург-Стрелицкому: вся его обстановка составлена из мебели того времени, подлинный только небольшой столик с видами Ораниенбаума. Этот интерьер был воссоздан достаточно близко к оригиналу в основном благодаря множеству сохранившихся фотографий, поскольку жена герцога Наталья Федоровна Карлова увлекалась фотографией.

Зал Дианы. Покои фрейлины Елизаветы Воронцовой. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Зал Дианы. Покои фрейлины Елизаветы Воронцовой.
Фото: ГМЗ «Петергоф»

А еще семья герцога Георга Мекленбург-Стрелицкого увлекалась фарфором. Судя по фотографиям и сохранившейся описи, коллекция насчитывала десятки сервизов Императорского фарфорового завода, Мейсенской и Севрской фарфоровых мануфактур, сотни предметов мелкой пластики из фарфора. После революции коллекцию разделили между разными музеями, часть предметов попала в Петергофский дворец. Сейчас некоторые из «родных» для этих стен сервизов снова выставлены в покоях Воронцовой.

Самое читаемое:
1
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
2
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
3
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
4
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
5
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
6
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Во Франции после продолжительной болезни скончалась Лиана Шелия-Рогинская (1951–2022), вдова художника Михаила Рогинского, много сделавшая для его признания
23.11.2022
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
7
Новое арт-пространство в Москве объединяет классику и современность
По инициативе мецената и предпринимателя Андрея Северилова и его команды в старинном особняке XVIII века начал работу частный культурный центр Elohovskiy Gallery, цель которого — выстраивать связи между разными направлениями и медиумами в искусстве
09.11.2022
Новое арт-пространство в Москве объединяет классику и современность
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+