Завершена реставрация придворной церкви Большого Меншиковского дворца

Журналистам показали отреставрированный церковный павильон Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме. Для посетителей его откроют в следующем году

Фрагмент убранства церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Здание придомовой церкви в составе Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме. Фото: Наталья Шкуренок
Фрагмент убранства церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Презентация отреставрированного церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Интерьеры церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Церковный павильон Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Церковный павильон Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации. Фото: Наталья Шкуренок
Фрагмент убранства церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Фрагмент убранства церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Фрагмент убранства церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Фрагмент убранства церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Фрагмент убранства церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации.
Фото: ГМЗ «Петергоф»
Здание придомовой церкви в составе Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме.
Фото: Наталья Шкуренок
Фрагмент убранства церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации.
Фото: ГМЗ «Петергоф»
Презентация отреставрированного церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме.
Фото: ГМЗ «Петергоф»
Интерьеры церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации.
Фото: ГМЗ «Петергоф»
Церковный павильон Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации.
Фото: ГМЗ «Петергоф»
Церковный павильон Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации.
Фото: Наталья Шкуренок
Фрагмент убранства церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации.
Фото: ГМЗ «Петергоф»
Фрагмент убранства церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации.
Фото: ГМЗ «Петергоф»
Фрагмент убранства церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации.
Фото: ГМЗ «Петергоф»
Фрагмент убранства церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации.
Фото: ГМЗ «Петергоф»

Церковный павильон Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме был построен Александром Меншиковым как придворная церковь и освящен в 1727 году. Впервые с конца XIX века этот уникальный памятник прошел серьезную, научно обоснованную реставрацию. Работы начались в 2000 году, когда Ораниенбаум еще был самостоятельным музеем, и продолжились после 2007 года, когда музейно-парковый ансамбль вошел в состав Государственного музея-заповедника «Петергоф». Сейчас корпус полностью приведен в экспозиционное состояние. Завершена реставрация интерьеров, хотя еще продолжается воссоздание живописного убранства. «Когда мы приступали к работе, — рассказала журналистам Елена Кальницкая, генеральный директор ГМЗ «Петергоф», — нам казалось, что воссоздание объекта такого рода невозможно». Она также уточнила, что для посетителей церковный павильон откроют в следующем году.

Редкая по красоте и изяществу отделки небольшая церковь пережила за свою 290-летнюю историю немало трагических моментов. Она оставалась действующей до 1921 года, пока весь комплекс Большого Меншиковского дворца не передали гидрографическому отделу Балтийского флота. В церкви были устроены мастерские: пространство разделили на несколько этажей, уникальный иконостас разобрали и вместе со снятой со стен живописью перевезли в подвалы Петергофа, где все это погибло во время войны. Внутренняя отделка церкви частично сохранилась, но 39 живописных полотен, иконы и сам иконостас были утрачены, о них напоминали только черно-белые фотографии и описания в старинных документах.

Внутреннее убранство церковного павильона менялось несколько раз по прихоти очередных владельцев. Неизменным оставалось только главное украшение — резной, золоченый и серебреный иконостас работы московской мастерской Ивана Зарудного (сохранилось два подлинных иконостаса Зарудного — в Петропавловском соборе Петербурга и в Преображенском соборе в Таллине). Что касается остального, то при Меншикове купол и верхний ярус стен были полностью расписаны. При великом князе Петре Петровиче церковь реконструировал по своему проекту Франческо Растрелли: роспись убрали, на стенах храма появились лепные киоты под живописные иконы на холстах. Окончательный вариант оформления сложился к концу XVIII века. Весь лепной декор стен: гирлянды, рокайли, головки херувимов, выполненные Антонио Ринальди — служил обрамлением для 39 живописных полотен. Запрестольный образ был выполнен художником Алексеем Травиным.

Специалисты ГМЗ «Петергоф» провели огромную научную работу: нашли большое количество ранее неизвестных документов, фотографий, установили, что в Эрмитаже хранятся две подлинные иконы из Ораниенбаума, правда в очень ветхом состоянии. Мастера Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина под руководством профессора Юрия Боброва сделали точные копии исторических икон и воссоздали настенные полотна в стилистике эпохи.

Сергей Павлов, главный архитектор ГМЗ «Петергоф», рассказал, что в процессе разбора перекрытий павильона были найдены подлинные элементы интерьера, выполненные Ринальди. «Мы их законсервировали и открыли для обозрения по всем канонам Венецианской хартии. В некоторых местах, где лепка утрачена, сохранился контурный рисунок — судя по совершенно потрясающей графике, выполненный рукой самого скульптора», — уточнил он.

Самое читаемое:
1
Вандал пририсовал глаза фигурам на картине ученицы Малевича
Полотно Анны Лепорской страховой стоимостью 75 млн руб. подверглось нападению в екатеринбургском Ельцин Центре: неизвестный пририсовал шариковой ручкой глазки на абстрактных лицах двух фигур на картине. Полиция отказалась возбуждать уголовное дело
13.01.2022
Вандал пририсовал глаза фигурам на картине ученицы Малевича
2
Самые ожидаемые выставки 2022 года в России
Дуэли в Кремле, Цой в московском Манеже, Арчимбольдо в ГМИИ им. А. С. Пушкина, а также Куинн, Пистолетто и многие другие хиты, которые из-за пандемии мы ждем вот уже несколько лет
24.12.2021
Самые ожидаемые выставки 2022 года в России
3
Выставки за пределами Москвы, куда стоит отправиться в новогодние праздники
Музеи в Подмосковье и ближайших регионах активно привлекают внимание туристов, готовых на короткие зимние поездки, любопытными выставочными проектами
24.12.2021
Выставки за пределами Москвы, куда стоит отправиться в новогодние праздники
4
Лучшие выставки для новогодних каникул
В какие музеи стоит сходить в Москве и Петербурге в первые недели января: рекомендации по современному искусству, дизайну и старым мастерам
24.12.2021
Лучшие выставки для новогодних каникул
5
Третьяковка отреставрировала самую уравновешенную статую ХХ века
Бронзовая скульптура Иосифа Чайкова «Футболисты», отлитая в 1938 году для выставки в Нью-Йорке и 30 лет простоявшая на улице, после сложной четырехлетней реставрации возвратилась на постоянное место в зал № 15 Новой Третьяковки
10.01.2022
Третьяковка отреставрировала самую уравновешенную статую ХХ века
6
Искусство «мерча»: музейные магазины и сувениры
Музеи подходят к сувенирам со все большей фантазией и вниманием: торговля ими приносит заметную прибыль, а через вещи со своими логотипами и картинками они продвигают собственный бренд, идеологию и ценности
22.12.2021
Искусство «мерча»: музейные магазины и сувениры
7
Наталья Кочнева: «Ситуация, когда бизнес помогал культуре, только лишь давая деньги, безнадежно устарела»
Начальник управления корпоративной социальной ответственности, старший вице-президент банка ВТБ Наталья Кочнева рассказала нам о современных вариантах взаимодействия бизнеса и культуры
27.12.2021
Наталья Кочнева: «Ситуация, когда бизнес помогал культуре, только лишь давая деньги, безнадежно устарела»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+