Завершена реставрация придворной церкви Большого Меншиковского дворца

Журналистам показали отреставрированный церковный павильон Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме. Для посетителей его откроют в следующем году

Фрагмент убранства церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Здание придомовой церкви в составе Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме. Фото: Наталья Шкуренок
Фрагмент убранства церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Презентация отреставрированного церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Интерьеры церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Церковный павильон Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Церковный павильон Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации. Фото: Наталья Шкуренок
Фрагмент убранства церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Фрагмент убранства церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Фрагмент убранства церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Фрагмент убранства церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Фрагмент убранства церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации.
Фото: ГМЗ «Петергоф»
Здание придомовой церкви в составе Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме.
Фото: Наталья Шкуренок
Фрагмент убранства церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации.
Фото: ГМЗ «Петергоф»
Презентация отреставрированного церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме.
Фото: ГМЗ «Петергоф»
Интерьеры церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации.
Фото: ГМЗ «Петергоф»
Церковный павильон Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации.
Фото: ГМЗ «Петергоф»
Церковный павильон Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации.
Фото: Наталья Шкуренок
Фрагмент убранства церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации.
Фото: ГМЗ «Петергоф»
Фрагмент убранства церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации.
Фото: ГМЗ «Петергоф»
Фрагмент убранства церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации.
Фото: ГМЗ «Петергоф»
Фрагмент убранства церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации.
Фото: ГМЗ «Петергоф»

Церковный павильон Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме был построен Александром Меншиковым как придворная церковь и освящен в 1727 году. Впервые с конца XIX века этот уникальный памятник прошел серьезную, научно обоснованную реставрацию. Работы начались в 2000 году, когда Ораниенбаум еще был самостоятельным музеем, и продолжились после 2007 года, когда музейно-парковый ансамбль вошел в состав Государственного музея-заповедника «Петергоф». Сейчас корпус полностью приведен в экспозиционное состояние. Завершена реставрация интерьеров, хотя еще продолжается воссоздание живописного убранства. «Когда мы приступали к работе, — рассказала журналистам Елена Кальницкая, генеральный директор ГМЗ «Петергоф», — нам казалось, что воссоздание объекта такого рода невозможно». Она также уточнила, что для посетителей церковный павильон откроют в следующем году.

Редкая по красоте и изяществу отделки небольшая церковь пережила за свою 290-летнюю историю немало трагических моментов. Она оставалась действующей до 1921 года, пока весь комплекс Большого Меншиковского дворца не передали гидрографическому отделу Балтийского флота. В церкви были устроены мастерские: пространство разделили на несколько этажей, уникальный иконостас разобрали и вместе со снятой со стен живописью перевезли в подвалы Петергофа, где все это погибло во время войны. Внутренняя отделка церкви частично сохранилась, но 39 живописных полотен, иконы и сам иконостас были утрачены, о них напоминали только черно-белые фотографии и описания в старинных документах.

Внутреннее убранство церковного павильона менялось несколько раз по прихоти очередных владельцев. Неизменным оставалось только главное украшение — резной, золоченый и серебреный иконостас работы московской мастерской Ивана Зарудного (сохранилось два подлинных иконостаса Зарудного — в Петропавловском соборе Петербурга и в Преображенском соборе в Таллине). Что касается остального, то при Меншикове купол и верхний ярус стен были полностью расписаны. При великом князе Петре Петровиче церковь реконструировал по своему проекту Франческо Растрелли: роспись убрали, на стенах храма появились лепные киоты под живописные иконы на холстах. Окончательный вариант оформления сложился к концу XVIII века. Весь лепной декор стен: гирлянды, рокайли, головки херувимов, выполненные Антонио Ринальди — служил обрамлением для 39 живописных полотен. Запрестольный образ был выполнен художником Алексеем Травиным.

Специалисты ГМЗ «Петергоф» провели огромную научную работу: нашли большое количество ранее неизвестных документов, фотографий, установили, что в Эрмитаже хранятся две подлинные иконы из Ораниенбаума, правда в очень ветхом состоянии. Мастера Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина под руководством профессора Юрия Боброва сделали точные копии исторических икон и воссоздали настенные полотна в стилистике эпохи.

Сергей Павлов, главный архитектор ГМЗ «Петергоф», рассказал, что в процессе разбора перекрытий павильона были найдены подлинные элементы интерьера, выполненные Ринальди. «Мы их законсервировали и открыли для обозрения по всем канонам Венецианской хартии. В некоторых местах, где лепка утрачена, сохранился контурный рисунок — судя по совершенно потрясающей графике, выполненный рукой самого скульптора», — уточнил он.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+