Завершена реставрация придворной церкви Большого Меншиковского дворца

Журналистам показали отреставрированный церковный павильон Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме. Для посетителей его откроют в следующем году

Фрагмент убранства церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Здание придомовой церкви в составе Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме. Фото: Наталья Шкуренок
Фрагмент убранства церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Презентация отреставрированного церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Интерьеры церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Церковный павильон Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Церковный павильон Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации. Фото: Наталья Шкуренок
Фрагмент убранства церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Фрагмент убранства церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Фрагмент убранства церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Фрагмент убранства церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Фрагмент убранства церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации.
Фото: ГМЗ «Петергоф»
Здание придомовой церкви в составе Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме.
Фото: Наталья Шкуренок
Фрагмент убранства церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации.
Фото: ГМЗ «Петергоф»
Презентация отреставрированного церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме.
Фото: ГМЗ «Петергоф»
Интерьеры церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации.
Фото: ГМЗ «Петергоф»
Церковный павильон Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации.
Фото: ГМЗ «Петергоф»
Церковный павильон Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации.
Фото: Наталья Шкуренок
Фрагмент убранства церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации.
Фото: ГМЗ «Петергоф»
Фрагмент убранства церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации.
Фото: ГМЗ «Петергоф»
Фрагмент убранства церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации.
Фото: ГМЗ «Петергоф»
Фрагмент убранства церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации.
Фото: ГМЗ «Петергоф»

Церковный павильон Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме был построен Александром Меншиковым как придворная церковь и освящен в 1727 году. Впервые с конца XIX века этот уникальный памятник прошел серьезную, научно обоснованную реставрацию. Работы начались в 2000 году, когда Ораниенбаум еще был самостоятельным музеем, и продолжились после 2007 года, когда музейно-парковый ансамбль вошел в состав Государственного музея-заповедника «Петергоф». Сейчас корпус полностью приведен в экспозиционное состояние. Завершена реставрация интерьеров, хотя еще продолжается воссоздание живописного убранства. «Когда мы приступали к работе, — рассказала журналистам Елена Кальницкая, генеральный директор ГМЗ «Петергоф», — нам казалось, что воссоздание объекта такого рода невозможно». Она также уточнила, что для посетителей церковный павильон откроют в следующем году.

Редкая по красоте и изяществу отделки небольшая церковь пережила за свою 290-летнюю историю немало трагических моментов. Она оставалась действующей до 1921 года, пока весь комплекс Большого Меншиковского дворца не передали гидрографическому отделу Балтийского флота. В церкви были устроены мастерские: пространство разделили на несколько этажей, уникальный иконостас разобрали и вместе со снятой со стен живописью перевезли в подвалы Петергофа, где все это погибло во время войны. Внутренняя отделка церкви частично сохранилась, но 39 живописных полотен, иконы и сам иконостас были утрачены, о них напоминали только черно-белые фотографии и описания в старинных документах.

Внутреннее убранство церковного павильона менялось несколько раз по прихоти очередных владельцев. Неизменным оставалось только главное украшение — резной, золоченый и серебреный иконостас работы московской мастерской Ивана Зарудного (сохранилось два подлинных иконостаса Зарудного — в Петропавловском соборе Петербурга и в Преображенском соборе в Таллине). Что касается остального, то при Меншикове купол и верхний ярус стен были полностью расписаны. При великом князе Петре Петровиче церковь реконструировал по своему проекту Франческо Растрелли: роспись убрали, на стенах храма появились лепные киоты под живописные иконы на холстах. Окончательный вариант оформления сложился к концу XVIII века. Весь лепной декор стен: гирлянды, рокайли, головки херувимов, выполненные Антонио Ринальди — служил обрамлением для 39 живописных полотен. Запрестольный образ был выполнен художником Алексеем Травиным.

Специалисты ГМЗ «Петергоф» провели огромную научную работу: нашли большое количество ранее неизвестных документов, фотографий, установили, что в Эрмитаже хранятся две подлинные иконы из Ораниенбаума, правда в очень ветхом состоянии. Мастера Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина под руководством профессора Юрия Боброва сделали точные копии исторических икон и воссоздали настенные полотна в стилистике эпохи.

Сергей Павлов, главный архитектор ГМЗ «Петергоф», рассказал, что в процессе разбора перекрытий павильона были найдены подлинные элементы интерьера, выполненные Ринальди. «Мы их законсервировали и открыли для обозрения по всем канонам Венецианской хартии. В некоторых местах, где лепка утрачена, сохранился контурный рисунок — судя по совершенно потрясающей графике, выполненный рукой самого скульптора», — уточнил он.

Самое читаемое:
1
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
2
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
3
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
4
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
5
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
6
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Во Франции после продолжительной болезни скончалась Лиана Шелия-Рогинская (1951–2022), вдова художника Михаила Рогинского, много сделавшая для его признания
23.11.2022
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
7
Новое арт-пространство в Москве объединяет классику и современность
По инициативе мецената и предпринимателя Андрея Северилова и его команды в старинном особняке XVIII века начал работу частный культурный центр Elohovskiy Gallery, цель которого — выстраивать связи между разными направлениями и медиумами в искусстве
09.11.2022
Новое арт-пространство в Москве объединяет классику и современность
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+