Завершена реставрация придворной церкви Большого Меншиковского дворца

Журналистам показали отреставрированный церковный павильон Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме. Для посетителей его откроют в следующем году

Фрагмент убранства церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Здание придомовой церкви в составе Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме. Фото: Наталья Шкуренок
Фрагмент убранства церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Презентация отреставрированного церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Интерьеры церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Церковный павильон Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Церковный павильон Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации. Фото: Наталья Шкуренок
Фрагмент убранства церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Фрагмент убранства церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Фрагмент убранства церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Фрагмент убранства церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Фрагмент убранства церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации.
Фото: ГМЗ «Петергоф»
Здание придомовой церкви в составе Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме.
Фото: Наталья Шкуренок
Фрагмент убранства церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации.
Фото: ГМЗ «Петергоф»
Презентация отреставрированного церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме.
Фото: ГМЗ «Петергоф»
Интерьеры церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации.
Фото: ГМЗ «Петергоф»
Церковный павильон Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации.
Фото: ГМЗ «Петергоф»
Церковный павильон Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации.
Фото: Наталья Шкуренок
Фрагмент убранства церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации.
Фото: ГМЗ «Петергоф»
Фрагмент убранства церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации.
Фото: ГМЗ «Петергоф»
Фрагмент убранства церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации.
Фото: ГМЗ «Петергоф»
Фрагмент убранства церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации.
Фото: ГМЗ «Петергоф»

Церковный павильон Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме был построен Александром Меншиковым как придворная церковь и освящен в 1727 году. Впервые с конца XIX века этот уникальный памятник прошел серьезную, научно обоснованную реставрацию. Работы начались в 2000 году, когда Ораниенбаум еще был самостоятельным музеем, и продолжились после 2007 года, когда музейно-парковый ансамбль вошел в состав Государственного музея-заповедника «Петергоф». Сейчас корпус полностью приведен в экспозиционное состояние. Завершена реставрация интерьеров, хотя еще продолжается воссоздание живописного убранства. «Когда мы приступали к работе, — рассказала журналистам Елена Кальницкая, генеральный директор ГМЗ «Петергоф», — нам казалось, что воссоздание объекта такого рода невозможно». Она также уточнила, что для посетителей церковный павильон откроют в следующем году.

Редкая по красоте и изяществу отделки небольшая церковь пережила за свою 290-летнюю историю немало трагических моментов. Она оставалась действующей до 1921 года, пока весь комплекс Большого Меншиковского дворца не передали гидрографическому отделу Балтийского флота. В церкви были устроены мастерские: пространство разделили на несколько этажей, уникальный иконостас разобрали и вместе со снятой со стен живописью перевезли в подвалы Петергофа, где все это погибло во время войны. Внутренняя отделка церкви частично сохранилась, но 39 живописных полотен, иконы и сам иконостас были утрачены, о них напоминали только черно-белые фотографии и описания в старинных документах.

Внутреннее убранство церковного павильона менялось несколько раз по прихоти очередных владельцев. Неизменным оставалось только главное украшение — резной, золоченый и серебреный иконостас работы московской мастерской Ивана Зарудного (сохранилось два подлинных иконостаса Зарудного — в Петропавловском соборе Петербурга и в Преображенском соборе в Таллине). Что касается остального, то при Меншикове купол и верхний ярус стен были полностью расписаны. При великом князе Петре Петровиче церковь реконструировал по своему проекту Франческо Растрелли: роспись убрали, на стенах храма появились лепные киоты под живописные иконы на холстах. Окончательный вариант оформления сложился к концу XVIII века. Весь лепной декор стен: гирлянды, рокайли, головки херувимов, выполненные Антонио Ринальди — служил обрамлением для 39 живописных полотен. Запрестольный образ был выполнен художником Алексеем Травиным.

Специалисты ГМЗ «Петергоф» провели огромную научную работу: нашли большое количество ранее неизвестных документов, фотографий, установили, что в Эрмитаже хранятся две подлинные иконы из Ораниенбаума, правда в очень ветхом состоянии. Мастера Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина под руководством профессора Юрия Боброва сделали точные копии исторических икон и воссоздали настенные полотна в стилистике эпохи.

Сергей Павлов, главный архитектор ГМЗ «Петергоф», рассказал, что в процессе разбора перекрытий павильона были найдены подлинные элементы интерьера, выполненные Ринальди. «Мы их законсервировали и открыли для обозрения по всем канонам Венецианской хартии. В некоторых местах, где лепка утрачена, сохранился контурный рисунок — судя по совершенно потрясающей графике, выполненный рукой самого скульптора», — уточнил он.

Самое читаемое:
1
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
В Эрмитаже и Пушкинском открылись финальные выставки грандиозного тура, посвященного импрессионистам и постимпрессионистам из дореволюционных коллекций Щукина и Морозова
27.06.2022
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
2
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
Отличительная черта нового корпуса Третьяковcкой галереи — окна с произведениями из музейного собрания, напоминающие развеску картин у Павла Третьякова. Мы рассмотрели их подробнее и обнаружили шедевры русской живописи от Боровиковского и Венецианова до Малевича
08.06.2022
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
3
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
Выставку «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма составляют изображения одного и того же человека в разных видах — «селфи», написанные с помощью зеркала, рядом с портретом того же героя кисти другого художника
09.06.2022
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
4
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
Между болью и живописью: внучатая племянница художницы нашла в архивах больницы ее медицинские карты, рассказывающие о будничной жизни Фриды, о ее ежедневных проблемах и людях, которые помогали их преодолевать
15.06.2022
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
5
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
Новое арт-пространство, объединившее усадьбу с флигелем, где в начале ХХ века жила и работала Анна Голубкина, откроется после реконструкции в 2024–2025 годах
21.06.2022
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
6
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
В 350-й день рождения Петра I откроются два грандиозных проекта — в Русском музее, посвященный отражению фигуры царя в искусстве трех столетий, и «30 картин из жизни Петра Великого» в павильонах на Марсовом поле, соединяющий прошлое и настоящее
07.06.2022
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
7
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
«Вдохновлена городом» — слоган новой петербургской ярмарки современного искусства, которая пройдет с 16 по 19 июня в выставочном зале «Манеж». Ее организаторы и участники — галеристы из двух столиц — рассказывают о том, какой она будет
16.06.2022
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+