18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Завершена реставрация придворной церкви Большого Меншиковского дворца

Журналистам показали отреставрированный церковный павильон Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме. Для посетителей его откроют в следующем году

Фрагмент убранства церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Здание придомовой церкви в составе Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме. Фото: Наталья Шкуренок
Фрагмент убранства церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Презентация отреставрированного церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Интерьеры церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Церковный павильон Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Церковный павильон Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации. Фото: Наталья Шкуренок
Фрагмент убранства церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Фрагмент убранства церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Фрагмент убранства церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Фрагмент убранства церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Фрагмент убранства церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации.
Фото: ГМЗ «Петергоф»
Здание придомовой церкви в составе Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме.
Фото: Наталья Шкуренок
Фрагмент убранства церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации.
Фото: ГМЗ «Петергоф»
Презентация отреставрированного церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме.
Фото: ГМЗ «Петергоф»
Интерьеры церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации.
Фото: ГМЗ «Петергоф»
Церковный павильон Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации.
Фото: ГМЗ «Петергоф»
Церковный павильон Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации.
Фото: Наталья Шкуренок
Фрагмент убранства церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации.
Фото: ГМЗ «Петергоф»
Фрагмент убранства церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации.
Фото: ГМЗ «Петергоф»
Фрагмент убранства церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации.
Фото: ГМЗ «Петергоф»
Фрагмент убранства церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме после реставрации.
Фото: ГМЗ «Петергоф»

Церковный павильон Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме был построен Александром Меншиковым как придворная церковь и освящен в 1727 году. Впервые с конца XIX века этот уникальный памятник прошел серьезную, научно обоснованную реставрацию. Работы начались в 2000 году, когда Ораниенбаум еще был самостоятельным музеем, и продолжились после 2007 года, когда музейно-парковый ансамбль вошел в состав Государственного музея-заповедника «Петергоф». Сейчас корпус полностью приведен в экспозиционное состояние. Завершена реставрация интерьеров, хотя еще продолжается воссоздание живописного убранства. «Когда мы приступали к работе, — рассказала журналистам Елена Кальницкая, генеральный директор ГМЗ «Петергоф», — нам казалось, что воссоздание объекта такого рода невозможно». Она также уточнила, что для посетителей церковный павильон откроют в следующем году.

Редкая по красоте и изяществу отделки небольшая церковь пережила за свою 290-летнюю историю немало трагических моментов. Она оставалась действующей до 1921 года, пока весь комплекс Большого Меншиковского дворца не передали гидрографическому отделу Балтийского флота. В церкви были устроены мастерские: пространство разделили на несколько этажей, уникальный иконостас разобрали и вместе со снятой со стен живописью перевезли в подвалы Петергофа, где все это погибло во время войны. Внутренняя отделка церкви частично сохранилась, но 39 живописных полотен, иконы и сам иконостас были утрачены, о них напоминали только черно-белые фотографии и описания в старинных документах.

Внутреннее убранство церковного павильона менялось несколько раз по прихоти очередных владельцев. Неизменным оставалось только главное украшение — резной, золоченый и серебреный иконостас работы московской мастерской Ивана Зарудного (сохранилось два подлинных иконостаса Зарудного — в Петропавловском соборе Петербурга и в Преображенском соборе в Таллине). Что касается остального, то при Меншикове купол и верхний ярус стен были полностью расписаны. При великом князе Петре Петровиче церковь реконструировал по своему проекту Франческо Растрелли: роспись убрали, на стенах храма появились лепные киоты под живописные иконы на холстах. Окончательный вариант оформления сложился к концу XVIII века. Весь лепной декор стен: гирлянды, рокайли, головки херувимов, выполненные Антонио Ринальди — служил обрамлением для 39 живописных полотен. Запрестольный образ был выполнен художником Алексеем Травиным.

Специалисты ГМЗ «Петергоф» провели огромную научную работу: нашли большое количество ранее неизвестных документов, фотографий, установили, что в Эрмитаже хранятся две подлинные иконы из Ораниенбаума, правда в очень ветхом состоянии. Мастера Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина под руководством профессора Юрия Боброва сделали точные копии исторических икон и воссоздали настенные полотна в стилистике эпохи.

Сергей Павлов, главный архитектор ГМЗ «Петергоф», рассказал, что в процессе разбора перекрытий павильона были найдены подлинные элементы интерьера, выполненные Ринальди. «Мы их законсервировали и открыли для обозрения по всем канонам Венецианской хартии. В некоторых местах, где лепка утрачена, сохранился контурный рисунок — судя по совершенно потрясающей графике, выполненный рукой самого скульптора», — уточнил он.

Самое читаемое:
1
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
2
«Черный квадрат» и Нукусский музей на гастролях в «ГЭС-2»
Дом культуры «ГЭС-2» объявил о планах на 2024 год. Кураторы Зельфира Трегулова и Франческо Бонами работают над проектом «Образ и пространство», также готовится выставка из коллекции Государственного музея искусств имени И.В.Савицкого в Нукусе
04.12.2023
«Черный квадрат» и Нукусский музей на гастролях в «ГЭС-2»
3
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
Экспонаты выставки «Крым: золото и тайны Черного моря», проходившей в Нидерландах в 2014 году, стали предметом многолетнего судебного разбирательства, которое завершилось в пользу Украины
27.11.2023
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
4
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
5
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
6
Роль личности в истории: к юбилею Василия Сурикова
175-летие художника Государственный Русский музей отмечает выставкой, в которую вошло 120 картин, акварелей и рисунков абсолютного классика отечественного искусства, художника из букварей, популярных брошюр о русской истории и учебников по живописи
07.12.2023
Роль личности в истории: к юбилею Василия Сурикова
7
Перебирая модные вещи из гардероба Джейн Остин
В переписке знаменитой английской писательницы с сестрой Кассандрой раскрываются ее вкусы в одежде и навыки повседневной экономии. Историк моды Хилари Дэвидсон на основе этих писем разворачивает картину женской жизни в конце XVIII — начале XIX века
17.11.2023
Перебирая модные вещи из гардероба Джейн Остин
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+