18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Лазурный Берег искусств

№55, июль-август 2017
№55
Материал из газеты

Пожить на вилле Матисса, увидеть пейзажи, которые вдохновляли великих модернистов... В Монако и вокруг — много прекрасных музеев главных художников XX века

Марк Шагал с женой Валентиной и подругой во время прогулки на Лазурном Берегу. 1969 г. Фото: Bridgeman/Fotodom
Марк Шагал с женой Валентиной и подругой во время прогулки на Лазурном Берегу. 1969 г.
Фото: Bridgeman/Fotodom

Русские открыли Монако в 1663 году по чистой случайности: разбушевавшаяся морская стихия помешала посольству плыть к Флоренции и заставила искать укрытие в ближайшей бухте. Вынужденная остановка положила начало славной традиции аристократов и интеллигенции приезжать на Лазурный Берег пережидать суровые российские зимы, поправлять здоровье и строить здесь особняки. С 1864 года из Санкт-Петербурга в Ниццу даже ходил специальный поезд, остановило который только начало Первой мировой войны, а Антон Чехов удивлялся мягкому в сравнении с Ялтой климату и шутил, что эта Ривьера — русская, так много знакомых он тут встречал.

Комфортная погода и головокружительные пейзажи вдохновляли импрессионистов и модернистов, имена которых вошли бы в первые строки справочника вроде «100 великих художников XIX–ХХ веков». Клод Моне написал в окрестностях Антиба не один десяток пейзажей с морем, соснами и видами городка с нависающим над крепостной стеной средневековым замком Гримальди. В 1920-е годы он перешел в собственность города, и первый куратор обосновавшегося там музея археолог Ромуальд Дор де ла Сушер в 1946 году предложил Пабло Пикассо устроить в замке мастерскую. Это был определенно счастливый период для художника. Война закончилась, и у него были новые музы — молодая художница Франсуаза Жило, а также раненый совенок, которого Пикассо выходил и сделал персонажем своих работ.

Капелла Четок Анри Матисса в Вансе. Фото: Succession h. Matisse/Bridgeman/Fotodom
Капелла Четок Анри Матисса в Вансе.
Фото: Succession h. Matisse/Bridgeman/Fotodom

На контрасте с мрачной предвоенной «Ночной рыбалкой на Антибах» работы того периода полны оптимизма, а одна из них так и называется — «Радость жизни». В благодарность за возвращение к ней художник передал в дар Антибу созданные здесь полотна, рисунки и керамику. Власти города не остались в долгу и сначала открыли в замке комнату Пикассо, а в 1966 году — полноценный музей художника. И это уникальный случай, когда подборка произведений искусства находится ровно там, где они были созданы. Но собрание расширяется за счет даров художников и их наследников. Сейчас в нем есть произведения Александра Колдера, Ива Кляйна, Макса Эрнста, Жоана Миро, а также Ханса Хартунга и Анны-Евы Бергман, переданные их фондом. Фонд расположен на принадлежавшей художникам белоснежной вилле.

Антибская мастерская Николя де Сталя (барон Николай Владимирович Сталь фон Гольштейн) музеем художника не стала, но о нем напоминает мемориальная табличка на доме, где он работал до своей трагической гибели в 1955 году. В том же году ушел и его учитель Фернан Леже, и вместо особнячка, в котором он мечтал разобрать свои дела, в Биоте, городке между Антибом и Ниццей, появился Национальный музей Фернана Леже. Его выстроила в память о муже Надя Ходасевич и подарила Франции. Сейчас там находится крупнейшее в мире собрание ключевых работ художника: картины, рисунки, керамика и скульптуры, размещенные в большом саду, что окружает лаконичное здание с яркой мозаикой по мотивам незаконченного проекта Леже для стадиона в Ганновере. До октября там проходит выставка «Визави. Фернан Леже и его друзья», в состав которой включены работы Александра Архипенко, Ле Корбюзье, Александра Колдера, Жака Липшица и Хуана Гриса.

Пабло Пикассо с совенком в своей мастерской в Антибе. 1946 г.  Фото: Michel Sima/Bridgeman/Fotodom
Пабло Пикассо с совенком в своей мастерской в Антибе. 1946 г.
Фото: Michel Sima/Bridgeman/Fotodom

В Приморских Альпах городок Сен-Поль-де-Ванс, возможно, так и остался бы средневековой деревушкой с улочками, на которых тяжело разойтись двум людям, если бы в 1920-х годах шумная богема с Монпарнаса не решила устроить здесь свою резиденцию. Очень кстати местный житель Поль Ру подгадал и открыл тут кафе Chez Robinzon с террасой для танцев, которое после расширения стало рестораном с небольшим отелем La сolombe d’Or. Он и сам был бы рад рисовать, но его талант лежал в другой плоскости: Ру был чрезвычайно радушный и настолько любил художников, что благосклонно принимал в счет оплаты ужинов и постоя их работы, а что-то ему просто дарили. Время показало, что владелец La сolombe d’Or не прогадал: ­отель стал стихийно образовавшимся музеем, и от желающих пожить рядом с работами Амедео Модильяни, Рауля Дюфи, Мориса Утрилло, керамическим панно Фернана Леже в саду и мобилем Александра Колдера у бассейна нет отбоя.

Здесь же находится частный музей современного искусства — Fondation Maeght, основанный в 1964 году парижским галеристом и арт-дилером Эме Магом и его супругой Маргаритой и открытый легендарным министром культуры Франции Андре Мальро. Сейчас сюда приезжают не только ради великолепной коллекции, но и чтобы посмотреть на уникальное сочетание архитектуры и искусства. Так, в центральном дворе Альберто Джакометти установил несколько скульптур, Жорж Брак придумал орнамент из рыб для бассейна, Поль Бюри — фонтан, а Жоан Миро создал лабиринт.

Фонд ведет активную выставочную деятельность, организуя ретроспективы ныне живущих художников. Летом здесь можно увидеть выставку Эдуардо Арройо, который, в частности, разрабатывал костюмы для постановок в миланском Пикколо-театро и парижской Гранд-опера.

Пабло Пикассо. «Радость жизни». 1946. Фото: Rex Features/ Fotodom
Пабло Пикассо. «Радость жизни». 1946.
Фото: Rex Features/ Fotodom

В нескольких километрах отсюда, в городке Ванс, можно обнаружить «конечный итог работы всей жизни» Анри Матисса. Так он называл свой архитектурно-декораторский проект — капеллу Четок в женском доминиканском монастыре. Там служила монахиня Жак-Мари, до пострига позировавшая художнику под именем Моник Буржуа и вдохновившая его на написание «Идола» (1942) и «Королевского табака» (1943), а после ухода в монастырь — на строительство культового сооружения. Кстати, расположенная неподалеку от монастыря вилла Le reve («Мечта»), на которой Матисс жил с 1943 по 1949 год, сдается. В этом плане французы более трепетно отнеслись к месту жительства Пьера-Огюста Ренуара в Кань-сюр-Мер — сейчас на вилле Le Colette, где он провел последние годы жизни, устроен музей с полностью сохранившейся обстановкой, вплоть до мольберта и кистей, и небольшой коллекцией из 14 полотен.

Случаи создания прижизненных музеев крайне редки, и в этом смысле Национальный музей Марка Шагала в Ницце, сформированный на основе его собственного дара и при деятельном участии того же Мальро, дает уникальный шанс приобщиться к замыслу художника не только через картины, но и через их презентацию. Шагал сам продумывал их развеску, а также сделал для здания витражи и мозаику. В центре экспозиции — 17 полотен, написанных в 1962–1967 годах на сюжеты Ветхого Завета, и более ранняя серия гуашей, тоже связанных с Библией. Каждый год с момента основания музея на день рождения Шагала 7 июля здесь расцветают африканские лилии агапантусы, которые в свое время высадил Анри Фиш. Его имя связывает музеи Леже, Шагала, Пикассо и Fondation Maeght, где он руководил созданием садов.

Можно подумать, что все музеи были открыты еще в прошлом веке, но это не так: в 2011 году в Ментоне заработал Музей Жана Кокто. Что характерно, он тоже сложился на основе дара — Северина Вундермана, передавшего городу свою коллекцию из почти 2 тыс. экспонатов. Половину из них составляют работы Кокто, которые Вундерман собирал с 18 лет, другую — произведения его друзей, в том числе Пикассо и Модильяни. Сейчас там проходит выставка Рауля Дюфи «Цветы счастья».

Эдуардо Арройо. «Жизнь вверх ногами. Слон. Оммаж Алвару Аалто». 2016. Фото: Сourtesy of Fondation Maeght
Эдуардо Арройо. «Жизнь вверх ногами. Слон. Оммаж Алвару Аалто». 2016.
Фото: Сourtesy of Fondation Maeght

Отдельного упоминания заслуживает само здание. Архитектор Руди Риччотти оставляет полную свободу для интерпретации, намекая лишь, что его графичность отсылает к черно-белым фильмам Кокто и дуальности мира. Здание органично вписалось в панораму набережной неподалеку от выстроенного местными князьями бастиона, который в свое время отреставрировал и расписал Кокто и где до переезда располагался музей.

Сейчас в Монако неподалеку от той бухты, которая стала укрытием для русского посольства, выстроен масштабный Grimaldi Forum. Там проводятся все важные мероприятия, в том числе с российским участием, будь то гастроли Большого театра или выставка авангарда из собрания Третьяковской галереи и ГМИИ им. А.С.Пушкина. До 10 сентября здесь будет работать роскошная экспозиция «Запретный город в Монако. Жизнь императорского двора в Китае» о последней правящей династии Китая — Цин (1644–1911).

В ее состав вошло 250 экспонатов из бывшего дворца китайских правителей, Лувра и Музея Виктории и Альберта, в числе ключевых — шелковые свитки с изображением императора Цяньлуна на охоте, написанные для будущего императора Юнчжэна «Красавицы на досуге» и ширма из сандалового дерева с девятью драконами (все — XVIII век, Дворец-музей).
А в разгар бархатного сезона, в располагающей обстановке и без суеты, можно будет прицениться к картинам, мебели и декоративно-прикладному искусству, которые галеристы представят на ярмарке «Арт-Монако» в Chapiteau de Fontvieille с 21 по 24 сентября.

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+