18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

В Лондоне стартует London Art Week

№55
Материал из газеты

В первой декаде июля в столице Великобритании соберутся коллекционеры старых мастеров

Их ждет полтора десятка аукционов, посвященных искусству от Античности до XIX века, а также экспозиции в галереях Мэйфейра в рамках ежегодной London Art Week. Один из главных лотов недели выставит на торги Sotheby’s в рамках вечернего аукциона старых мастеров 5 июля — «Вид на Эренбрайтштайн» Уильяма Тернера (1776–1851). Шедевром эту картину признали еще современники: знаменитый критик Джон Рескин назвал ее лучшим из виденных им произведений художника, а коллеги-живописцы восхваляли «богатую палитру и непревзойденную игру света». Средневековая крепость в районе Кобленца на высоком берегу Рейна явно завораживала Тернера своей мощью и живописной панорамой окрестностей. Он возвращался сюда не раз, заполняя альбомы набросками и акварелями.

Результатом очередной поездки стала картина, законченная в 1835 году и выставленная в Академии художеств. Согласно изначальному плану вид этот должен был стать основой для гравюры, печатью которых занимался Джон Пай, близкий друг художника. Но Пай ожидал получить небольшую акварель, а Тернер предоставил ему монументальное живописное полотно! А если учесть еще и сложную композицию, множество деталей и цветовых нюансов, значительно усложнивших задачу Пая, — он потратил на работу 11 лет. Затем картина вернулась в мастерскую Тернера, где ее купил покровитель художника Элханан Бикнелл. В последний раз она выходила на рынок в 1965 году, установив рекорд — £88 тыс. Нынешний ценовой максимум для Тернера — £30,3 млн ($47,6 млн), заплаченные в 2014 году за вид Рима с Авентинского холма. «Вид на Эренбрайтштайн» оценен в £15–25 млн.

Еще один топ-лот Sotheby’s — «Вид на Пунта делла Догана и Сан-Джорджо Маджоре» венецианца Микеле Мариески, очевидно вдохновленный работами Каналетто (£500–700 тыс.). Ведута попала на рынок благодаря успешному завершению 15-летних переговоров о реституции. В 1937 году ее купили Генрих и Анна Мария Граф для своей коллекции в Вене. Но случившийся меньше чем через год аншлюс вынудил их бежать в Италию, а затем во Францию. Война вновь перевернула их жизнь: Генрих и Анна были интернированы в концлагерь Гюрс. Избавление пришло в виде американских виз, и в 1941 году семья обосновалась в Нью-Йорке. Вернуть оставшиеся в Вене картины не удалось: в 1940 году они были изъяты нацистами и проданы с аукциона. Дочери-близнецы Генриха и Анны возобновили попытки в конце 1990-х. Они обращались в Реестр утраченного искусства (Art Loss Register) и публиковали объявление о поиске в The Art Newspaper. Им удалось найти последнего владельца картины, купившего работу в 1953 году и не подозревавшего о ее печальной истории. В 2013 году собственник умер, картина перешла в ведение его фонда, и только теперь удалось урегулировать финансовые притязания обеих сторон.

Christie’s свои вечерние торги старых мастеров проведет 6 июля. В топ-лотах здесь двухметровый холст Франческо Гварди «Вид на мост Риальто и палаццо деи Камерленги» (более £25 млн). Именно этот вид встречает туристов, прибывающих в Венецию с юга, но, помимо достопримечательностей, здесь есть и присущая работам Гварди неповторимая атмосфера города. В середине 1760-х, когда было написано полотно, у него была пара — тоже канонический вид на Риальто с противоположной стороны. Их разлучили в 2011-м — вторая работа установила рекорд не только для Гварди, но и для любой венецианской ведуты в £26,7 млн ($42,7 млн). Теперь у картин есть шанс воссоединиться.

Еще среди топ-лотов Christie’s подборка из девяти живописных панелей кассоне — сундуков, характерных для тосканского интерьера до середины XV века. Они служили для хранения вещей, использовались как скамья, их часто заказывали богатые тосканские семьи к свадьбе. Топ-лот подборки — фронтальная доска, выполненная в начале XV века Джованни Тоскани (£600–900 тыс.). Изображенная история о Джиневре, ее муже генуэзце Бернабо и обманщике Амброджоло, пытавшемся оклеветать честную женщину, взята из «Декамерона» и символизирует триумф женской добродетели.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+