18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Золото скифов из Эрмитажа привезут на выставку в Лондон

Выставка предметов из собрания Государственного Эрмитажа «Скифы: воины древней Сибири» 14 сентября откроется в Британском музее в Лондоне

Из Государственного Эрмитажа в Лондон отправится более 850 предметов, относящихся к истории древнего народа скифов, жившего в VIII веке до н. э. — IV веке н. э. В выставке принимают участие экспонаты трех отделов музея: отдела археологии Восточной Европы и Сибири, отдела античного мира и отдела истории русской культуры, который предоставил акварели XVIII века, изображающие находки из Сибирской коллекции, и гравюры с видами Санкт-Петербурга времен первых археологических открытий. Кроме того, на лондонской выставке будет несколько экспонатов из казахстанских и британских музеев, в том числе ряд предметов из знаменитого Амударьинского клада, хранящегося в Британском музее.

В Эрмитаже собрана одна из богатейших коллекций предметов, представляющих цивилизацию скифов во всем ее многообразии. В декабре 2010 года в залах музея была открыта после реконструкции постоянная экспозиция «Древняя Сибирь. Пятый Пазырыкский курган». Среди вещей, которые увидят посетители Британского музея, — оружие, ткани, изделия из дерева, кожи, металла, в том числе золота. Выставка планировалась несколько лет, к ее открытию подготовлен научный каталог. Основу выставочной экспозиции составили предметы из знаменитой Сибирской коллекции Петра I, самой первой археологической коллекции в России, а также экспонаты из царских скифских курганов Северного Причерноморья: Солоха, Куль-Оба, Чертомлык, раскопанных в XIX веке. Но самая значительная часть экспозиции — находки, обнаруженные современными археологическими экспедициями Эрмитажа в Центральной Азии и Сибири. Это материалы кургана Аржан-2 в Туве и Бугры на Алтае.

Как рассказала TANR куратор выставки Светлана Панкова, старший научный сотрудник отдела археологии Восточной Сибири и Европы, Британский музей хотел показать не только эпоху скифов, но и то, что было в Восточной Сибири до и после их появления. Именно поэтому, например, в Лондон едет погребальный сруб из могильника Оглахты в Хакассии, который выставлялся в Эрмитаже в 1970-х годах, но вот уже почти полвека в разобранном состоянии остается в фондах. Оглахты — хорошо сохранившийся могильник, материалы исследования которого еще не опубликованы полностью и мало известны даже в научных кругах. Из этого памятника Эрмитаж отправляет в Лондон группу экспонатов, которые расскажут, что было в Сибири после скифов, когда туда пришли новые племена и народы. Для сравнения на выставке будет представлена погребальная колода из скифского могильника в Горном Алтае.

Эту выставку из Эрмитажа уже называют «нашим ответом Британскому музею». В декабре 2014-го — январе 2015 года в атриуме Эрмитажа была выставлена одна из знаменитых скульптур Парфенона из коллекции британского дипломата лорда Элгина — фигура речного бога Илиссоса, которая никогда ранее не покидала стен Британского музея. Но, по мнению Светланы Панковой, говорить об ответной выставке не стоит: «Просто у нас давние и очень тесные отношения с Британским музеем, что всегда подчеркивает директор Эрмитажа Михаил Пиотровский».

Бесспорно, особое внимание посетителей привлекут золотые предметы из Сибирской коллекция Петра I (ее составляют находки, добытые в начале XVIII века «бугровщиками» — грабителями курганов (бугров) на территории Западной Сибири). Это почти полтора десятка золотых нагрудных украшений, браслетов, сосудов и украшений конской сбруи.

Но пришедшие на выставку в Британский музей увидят не только находки более чем 100-летней давности, но и результаты недавних экспедиций под руководством Константина Чугунова в Сибири, Туве и на Алтае. Как рассказала Панкова, львиную долю экспонатов составляют предметы из самых известных курганов в Горном Алтае и Туве: Аржан-2 и Пазырык (пазырыкская культура — археологическая культура железного века VI–III веков до н. э., основные находки предметов которой были сделаны в Горном Алтае). Это изделия из металла, войлока, дерева, кожи с мехом, сохранившиеся в условиях вечной мерзлоты. Будут представлены и фрагменты кожи с отчетливо видимой на них татуировкой.

Но самый знаменитый предмет из Пазырыка — древнейший из известных и хорошо сохранившийся узелковый ворсовый ковер — в Лондон не поедет из-за особых условий хранения. «Кроме того, это общая практика: уникальные, единичные вещи, аналогов которым нет в мире, как правило, остаются в постоянной экспозиции, — поясняет Светлана Панкова. — Тем более что сегодня в мире и так неспокойно. Может, когда-нибудь возникнут условия для переезда таких хрупких предметов — сейчас этого, увы, нет».

Вокруг предстоящей выставки в Британском музее уже идет активная дискуссия, в частности, о том, сможет ли Эрмитаж теперь, после включения Крыма в состав России, привезти в Лондон предметы скифской культуры, найденные на территории современной Украины.

«Некоторые из золотых предметов действительно были найдены на территории нынешней Украины, — подтвердила корреспонденту TANR Мариам Дадамаева, ученый секретарь Государственного Эрмитажа. — Но все они были найдены еще в XIX или в начале XX века археологами Императорской археологической комиссии, работавшей с 1859 по 1917 год». По мнению Панковой, разговоры вокруг «скифского золота» — рекламный шум, потому что некоторые находки из царских скифских курганов Северного Причерноморья — Солохи, Куль-Обы, Чертомлыка — были обнаружены еще в 30-х годах XIX века и переданы в императорскую коллекцию.

Выставка в Британском музее откроется 14 сентября 2017 года и продлится по январь 2018 года.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
3
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
4
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
5
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
6
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Почти полмиллиона человек посмотрели юбилейную выставку Брюллова, что также сделало ее самой посещаемой выставкой страны за последние пять лет
15.05.2025
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
7
Что смотреть на «Арт Москве»: маскоты, крокодилы, космос и балет
Ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва», объединяющей темой которой стал диалог, продолжится в Гостином Дворе до 27 апреля
25.04.2025
Что смотреть на «Арт Москве»: маскоты, крокодилы, космос и балет
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+