18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Тейт Модерн отдает дань отцу британского поп- арта — художнику и политическому активисту

На двух лондонских арт-площадках одновременно развернута самая полная ретроспектива Ричарда Гамильтона.

Не будучи ни музеем, ни коммерческой галереей, лондонский Институт современного искусства (ICA) «обладает уникальной гибкостью, позволяющей избежать застоя», считает его директор Грэгор Мьюир. То же самое можно было бы сказать и о Ричарде Гамильтоне (1922– 2011), ранний период творчества которого был тесно связан с этой организацией. Там художник отвечал за дизайн и монтаж целого ряда знаковых выставок. Теперь же, став второй площадкой ( до 6 апреля) большой ретроспективы пионера британского поп-арта, подготовленной Тейт Модерн совместно с Национальным центром искусств королевы Софии в Мадриде (там выставка пройдет в июне — октябре), ICA реконструировал у себя две ранние инсталляции художника, выставлявшиеся здесь 60 лет назад: Мужчина, машина и движение (1955) и Экспонат (1957).

Самые знаменитые попартистские произведения Гамильтона — считающееся провозвестником поп-арта Так что же делает сегодня наши дома такими разными, такими привлекательными? (1956) и Cвингующий Лондон — 67 (1968–1969), где арестованные за хранение наркотиков Мик Джаггер и арт-дилер Роберт Фрейзер заслоняют лица от вспышек камер папарацци, — также включены в экспозицию. Однако устроители выставки впервые поставили своей целью показать все, что делал Гамильтон. Здесь образцы его деятельности в промышленном дизайне, которым он занимался всю жизнь, работы на злободневные политические темы, в частности, посвященные ирландскому терроризму, вторжению в Ирак, дизайн-проекты выставок, офорленных им в ICA и не только: в Тейт Модерн Гамильтон подготовил в 1966 году первую и пока единственную в Великобритании ретроспективу Марселя Дюшана, которого он боготворил. «Я надеюсь, что эта выставка заставит зрителя по-новому увидеть и оценить глубину и сложность его искусства, где многое свидетельствует о новом видении и осмыслении того, что значит жить в мире меняющихся технологий», — говорит Марк Годфри, куратор международного отдела Тейт Модерн. Хронологически сгруппированные работы перемежаются четырьмя большими реконструкциями выставочных «дизайн-проектов» , которые сегодня назвали бы инсталляциями. Две из них в Тейт Модерн (Лобби, 1985–1987; Развитие и форма, 1951), две, как уже упоминалось, — в ICA. Развитие и форма — самый ранний выставочный проект Гамильтона (вдохновленный одноименным исследованием шотландского математика и биолога Д‘Арси Уэнтуорта Томпсона), где в одном пространстве скомбинированы разные артефакты, проецируемые на экраны фотографии, сделанные под микроскопом, фиксирующие рост кристаллов и морских ежей. «Несомненно, своими тотальными мегаинсталляциями Гамильтон намного опередил свое время», — считает Годфри. К выставке Институт современного искусства приурочил и выход книги, посвященной своей истории. Гамильтону там, естественно, посвящена не одна страница. «ICA находился на Доверстрит целых 18 лет, и неплохо было бы там повесить памятную табличку “Здесь родился поп-арт”», — считает его директор. - Тоби Скеггс
Тейт Модерн
Ричард Гамильтон

Лондон
До 26 мая

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+