Маленькие шедевры больших мастеров как «портфельные» инвестиции

№54, июнь 2017
№54
Материал из газеты

Новый аукцион работ в формате A4 Sotheby’s проведет 21 июня сразу после основных торгов импрессионизма и модернизма

Лучо Фонтана. «Пространственная концепция». 1966. Глиттер, перо, холст. £250–350 тыс. Фото: Sotheby’
Лучо Фонтана. «Пространственная концепция». 1966. Глиттер, перо, холст. £250–350 тыс.
Фото: Sotheby’

Совершенство в формате А4 — такова концепция новых кураторских вечерних торгов, которые Sotheby’s проведет в Лондоне 21 июня сразу после основного аукциона импрессионизма и модернизма. Название «Реальный размер» (Actual Size) соотносит предметы с каталогом — все лоты напечатаны в натуральную величину, то есть имеют размер не больше стандартного альбомного листа.

В небольшой, тщательно подобранной коллекции представлены и живопись, и графика, и скульптура. Все с подписями востребованных рынком имен. Вероятно, идею драгоценных «миниатюр» XX–XXI веков подсказали Sotheby’s результаты прошлых торгов: в марте этого года на аукционах импрессионистов и современных художников продавались таитянки Поля Гогена, женский портрет Густава Климта, парижская акварель Марка Шагала и «Моноголд» Ива Кляйна, не превышавшие 35 см по большей стороне, и интерес к ним коллекционеров, как и заплаченные миллионы, никак не соотносились со скромным размером.

Пабло Пикассо. «Сидящая женщина». 1902. Перо и чернила на бумаге. £800 тыс. —  £1,2 млн. Фото: Sotheby’
Пабло Пикассо. «Сидящая женщина». 1902. Перо и чернила на бумаге. £800 тыс. —  £1,2 млн.
Фото: Sotheby’

Среди объявленных топ-лотов новых торгов — два графических листа Пабло Пикассо. Ранний рисунок тушью «Сидящая женщина» по времени относится к «розовому» периоду (1906 год), но по настроению — к предыдущему «голубому», прошедшему под девизом «Кто грустен, тот искренен». Поза молодой женщины, обхватившей себя руками, почти повторяет «Любительницу абсента». Впрочем, подобных печальных дам в его работах первых парижских лет встречается немало. Размер рисунка — 19,4 х 14,5 см (эстимейт £800 тыс. — 1,2 млн).

Второй рисунок исполнен 20 лет спустя, в 1924 году, и это уже совсем другой Пикассо. За спиной — кубизм, скандалы, популярность, работа с Сергеем Дягилевым, женитьба на Ольге Хохловой и ее настойчивое желание узнавать себя на портретах мужа. В ­1920-е годы на смену угловатым кубистическим девицам приходят полнотелые «классические» дамы с округлыми формами. Не зря же Пикассо говорил Гийому Аполлинеру, что находит вдохновение в Лувре. Представленная акварель с размашистыми мазками — продолжение знаменитых «Женщин, бегущих по пляжу». Ее размер еще меньше, буквально с открытку — 16 х 10,5 см (эстимейт £200–280 тыс.).

Пабло Пикассо. «Обнаженная женщина». 1924. Акварель, бумага. £200–280 тыс. Фото: Sotheby’
Пабло Пикассо. «Обнаженная женщина». 1924. Акварель, бумага. £200–280 тыс.
Фото: Sotheby’

Представлено в каталоге и послевоенное искусство, в том числе работа Лучо Фонтаны Concetto Spaziale. Созданная на Рождество 1966 года (датирована 24 декабря), она объединяет его любимые мотивы: форму яйца, золотой фон («золото так же прекрасно, как солнце», считал Фонтана) и многочисленные проколы холста, приоткрывающие бесконечную пустоту за его пределами. Возможно, это было художественное подведение итогов счастливого года в его карьере: в ­1966-м художник получил «Золотого льва» на биеннале в Венеции за идеально белоснежный лабиринт с овальными арками, построенный им вместе с итальянским архитектором и дизайнером Карло Скарпой, в отдельных зонах которого художник развесил белые же холсты с единственной прорезью. Размер «рождественского» полотна снова открыточный — 10 х 15 см (эстимейт £250–350 тыс.). Из других лотов — работы Жоана Миро, Сальвадора Дали, Люсьена Фрейда и Пьеро Мандзони.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
6
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
7
Королева Елизавета II и ее предпочтения в искусстве
Платиновый юбилей, или 70-летие, царствования королевы Елизаветы II, пик празднований которого пришелся на июнь, привлек новую волну внимания к личности монарха, которому простительно быть выше вкуса
26.07.2022
Королева Елизавета II и ее предпочтения в искусстве
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+