Маленькие шедевры больших мастеров как «портфельные» инвестиции

№54, июнь 2017
№54
Материал из газеты

Новый аукцион работ в формате A4 Sotheby’s проведет 21 июня сразу после основных торгов импрессионизма и модернизма

Лучо Фонтана. «Пространственная концепция». 1966. Глиттер, перо, холст. £250–350 тыс. Фото: Sotheby’
Лучо Фонтана. «Пространственная концепция». 1966. Глиттер, перо, холст. £250–350 тыс.
Фото: Sotheby’

Совершенство в формате А4 — такова концепция новых кураторских вечерних торгов, которые Sotheby’s проведет в Лондоне 21 июня сразу после основного аукциона импрессионизма и модернизма. Название «Реальный размер» (Actual Size) соотносит предметы с каталогом — все лоты напечатаны в натуральную величину, то есть имеют размер не больше стандартного альбомного листа.

В небольшой, тщательно подобранной коллекции представлены и живопись, и графика, и скульптура. Все с подписями востребованных рынком имен. Вероятно, идею драгоценных «миниатюр» XX–XXI веков подсказали Sotheby’s результаты прошлых торгов: в марте этого года на аукционах импрессионистов и современных художников продавались таитянки Поля Гогена, женский портрет Густава Климта, парижская акварель Марка Шагала и «Моноголд» Ива Кляйна, не превышавшие 35 см по большей стороне, и интерес к ним коллекционеров, как и заплаченные миллионы, никак не соотносились со скромным размером.

Пабло Пикассо. «Сидящая женщина». 1902. Перо и чернила на бумаге. £800 тыс. —  £1,2 млн. Фото: Sotheby’
Пабло Пикассо. «Сидящая женщина». 1902. Перо и чернила на бумаге. £800 тыс. —  £1,2 млн.
Фото: Sotheby’

Среди объявленных топ-лотов новых торгов — два графических листа Пабло Пикассо. Ранний рисунок тушью «Сидящая женщина» по времени относится к «розовому» периоду (1906 год), но по настроению — к предыдущему «голубому», прошедшему под девизом «Кто грустен, тот искренен». Поза молодой женщины, обхватившей себя руками, почти повторяет «Любительницу абсента». Впрочем, подобных печальных дам в его работах первых парижских лет встречается немало. Размер рисунка — 19,4 х 14,5 см (эстимейт £800 тыс. — 1,2 млн).

Второй рисунок исполнен 20 лет спустя, в 1924 году, и это уже совсем другой Пикассо. За спиной — кубизм, скандалы, популярность, работа с Сергеем Дягилевым, женитьба на Ольге Хохловой и ее настойчивое желание узнавать себя на портретах мужа. В ­1920-е годы на смену угловатым кубистическим девицам приходят полнотелые «классические» дамы с округлыми формами. Не зря же Пикассо говорил Гийому Аполлинеру, что находит вдохновение в Лувре. Представленная акварель с размашистыми мазками — продолжение знаменитых «Женщин, бегущих по пляжу». Ее размер еще меньше, буквально с открытку — 16 х 10,5 см (эстимейт £200–280 тыс.).

Пабло Пикассо. «Обнаженная женщина». 1924. Акварель, бумага. £200–280 тыс. Фото: Sotheby’
Пабло Пикассо. «Обнаженная женщина». 1924. Акварель, бумага. £200–280 тыс.
Фото: Sotheby’

Представлено в каталоге и послевоенное искусство, в том числе работа Лучо Фонтаны Concetto Spaziale. Созданная на Рождество 1966 года (датирована 24 декабря), она объединяет его любимые мотивы: форму яйца, золотой фон («золото так же прекрасно, как солнце», считал Фонтана) и многочисленные проколы холста, приоткрывающие бесконечную пустоту за его пределами. Возможно, это было художественное подведение итогов счастливого года в его карьере: в ­1966-м художник получил «Золотого льва» на биеннале в Венеции за идеально белоснежный лабиринт с овальными арками, построенный им вместе с итальянским архитектором и дизайнером Карло Скарпой, в отдельных зонах которого художник развесил белые же холсты с единственной прорезью. Размер «рождественского» полотна снова открыточный — 10 х 15 см (эстимейт £250–350 тыс.). Из других лотов — работы Жоана Миро, Сальвадора Дали, Люсьена Фрейда и Пьеро Мандзони.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+