18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сражения — и кофе с печеньем: 1917 год в Румянцевском музее

В Ивановском зале Российской государственной библиотеки открылась выставка, где, помимо редкостей из коллекции Румянцевского музея, есть редкий фотоархив, карикатуры из сатирических журналов, смешные открытки и реклама продуктов с революционными лозунгами

Выставка в Российской государственной библиотеке (РГБ) посвящена истории в революционные дни одного из самых старых частных музеев России — Румянцевского, основанного в 1862 году. А также тому, как и чем жили в это время его посетители и жители столицы в целом.

Выставка разделена на две части. На первом этаже — произведения искусства, которые попали в коллекцию в 1917 году: живопись, фотоархивы (притом что во время революции то снимался, то вновь вводился запрет на фотографирование), скульптура. Подаренные в революционный год предпринимателями Львом Зубаловым и Егором Егоровым предметы увеличили собрание музея с 1 млн до 4 млн единиц, на выставке — лишь самые ценные и интересные из них.

О том, что происходило за стенами музея, о духе тогдашней Москвы рассказывает экспозиция на втором этаже. Она показывает, как революционность проникала во все сферы жизни: в рекламные и киноплакаты, в газеты со смешными и едкими карикатурами, героями которых побывали все — от царской семьи до поэтов, попов и Ленина, в детские открытки с малышами в образах буржуа и пролетариев. Вдобавок здесь можно узнать, что в революционные годы появились новые, оригинальные издания, например «Брачная газета» для знакомств и юмористическая «Баба-Яга». Тут же демонстрируется кинохроника со снимками «белой гвардии» — юных студентов и юнкеров.

«Мы передали здесь атмосферу Москвы 1917 года. Кажется, что в этот период были только кровь, баталии и сражения. Они были, но москвичи жили и обыденной жизнью: ходили в театры и рестораны, посещали скачки, покупали кофе с печеньем», — рассказывает куратор проекта Ольга Барковец.

Из архива Александра Солженицына на выставку прибыли подготовительные материалы и страницы рукописи его романа «Красное колесо» о России 1914–1917 годов. В витринах они красуются в обрамлении рабочих принадлежностей писателя, его стертых до основания карандашей.

Ивановский зал, где проходит выставка, был частью построенной в 1910-х годах для Румянцевского музея картинной галереи. Музей был ликвидирован по постановлению ЦИК СССР в 1925 году, но уже с 1921 года его фонды стали передаваться в другие учреждения культуры, оказавшись в итоге разделенными между Третьяковской галереей, ГМИИ им. Пушкина, Историческим, Этнографическим, Геологическим музеями. В 1924 году на базе Румянцевского музея была создана Российская публичная библиотека им. Ульянова (Ленина), сейчас Российская государственная библиотека.

Выставка «Москва-1917. Взгляд с Ваганьковского холма» подготовлена РГБ совместно с ГМИИ им. Пушкина и Государственным историческим музеем. К ней приурочен выпуск иллюстрированной книги «Москва-1917» с интересными фактами из истории музея, хроникой главных событий 1917 года, репродукциями плакатов и открыток. Выставка продлится до 20 сентября.

Российская государственная библиотека, Ивановский зал
«Москва-1917. Взгляд с Ваганьковского холма»
До 20 сентября

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+