Сражения — и кофе с печеньем: 1917 год в Румянцевском музее

В Ивановском зале Российской государственной библиотеки открылась выставка, где, помимо редкостей из коллекции Румянцевского музея, есть редкий фотоархив, карикатуры из сатирических журналов, смешные открытки и реклама продуктов с революционными лозунгами

«Жорж Борман: какао, бисквит, шоколад, кофе». СПб., 1900-е. Фото: РГБ
Обложка юмористического журнала «Будильник» за 1917 г. Иллюстратор Э.Л.Жуховицкий. Фото: РГБ
Революционная Москва. Из фотоархивов 1917 г. Фото: РГБ
Из фотоархивов 1917 г. Фото: РГБ
Из фотоархивов 1917 г. Фото: РГБ
«Социализм-освободитель». Фото: РГБ
Кремль в 1917 г. Фото: РГБ
Плакат «Тайны охранки». 1917. Художник И.Павлов. Фото: РГБ
Обложка юмористического журнала «Будильник» за 1917 год. Иллюстратор Э.Л.Жуховицкий. Фото: РГБ
Из фотоархивов 1917 г. Фото: РГБ
Из фотоархивов 1917 г. Фото: РГБ
«Жорж Борман: какао, бисквит, шоколад, кофе». СПб., 1900-е.
Фото: РГБ
Обложка юмористического журнала «Будильник» за 1917 г. Иллюстратор Э.Л.Жуховицкий.
Фото: РГБ
Революционная Москва. Из фотоархивов 1917 г.
Фото: РГБ
Из фотоархивов 1917 г.
Фото: РГБ
Из фотоархивов 1917 г.
Фото: РГБ
«Социализм-освободитель».
Фото: РГБ
Кремль в 1917 г.
Фото: РГБ
Плакат «Тайны охранки». 1917. Художник И.Павлов.
Фото: РГБ
Обложка юмористического журнала «Будильник» за 1917 год. Иллюстратор Э.Л.Жуховицкий.
Фото: РГБ
Из фотоархивов 1917 г.
Фото: РГБ
Из фотоархивов 1917 г.
Фото: РГБ

Выставка в Российской государственной библиотеке (РГБ) посвящена истории в революционные дни одного из самых старых частных музеев России — Румянцевского, основанного в 1862 году. А также тому, как и чем жили в это время его посетители и жители столицы в целом.

Выставка разделена на две части. На первом этаже — произведения искусства, которые попали в коллекцию в 1917 году: живопись, фотоархивы (притом что во время революции то снимался, то вновь вводился запрет на фотографирование), скульптура. Подаренные в революционный год предпринимателями Львом Зубаловым и Егором Егоровым предметы увеличили собрание музея с 1 млн до 4 млн единиц, на выставке — лишь самые ценные и интересные из них.

О том, что происходило за стенами музея, о духе тогдашней Москвы рассказывает экспозиция на втором этаже. Она показывает, как революционность проникала во все сферы жизни: в рекламные и киноплакаты, в газеты со смешными и едкими карикатурами, героями которых побывали все — от царской семьи до поэтов, попов и Ленина, в детские открытки с малышами в образах буржуа и пролетариев. Вдобавок здесь можно узнать, что в революционные годы появились новые, оригинальные издания, например «Брачная газета» для знакомств и юмористическая «Баба-Яга». Тут же демонстрируется кинохроника со снимками «белой гвардии» — юных студентов и юнкеров.

«Мы передали здесь атмосферу Москвы 1917 года. Кажется, что в этот период были только кровь, баталии и сражения. Они были, но москвичи жили и обыденной жизнью: ходили в театры и рестораны, посещали скачки, покупали кофе с печеньем», — рассказывает куратор проекта Ольга Барковец.

Из архива Александра Солженицына на выставку прибыли подготовительные материалы и страницы рукописи его романа «Красное колесо» о России 1914–1917 годов. В витринах они красуются в обрамлении рабочих принадлежностей писателя, его стертых до основания карандашей.

Ивановский зал, где проходит выставка, был частью построенной в 1910-х годах для Румянцевского музея картинной галереи. Музей был ликвидирован по постановлению ЦИК СССР в 1925 году, но уже с 1921 года его фонды стали передаваться в другие учреждения культуры, оказавшись в итоге разделенными между Третьяковской галереей, ГМИИ им. Пушкина, Историческим, Этнографическим, Геологическим музеями. В 1924 году на базе Румянцевского музея была создана Российская публичная библиотека им. Ульянова (Ленина), сейчас Российская государственная библиотека.

Выставка «Москва-1917. Взгляд с Ваганьковского холма» подготовлена РГБ совместно с ГМИИ им. Пушкина и Государственным историческим музеем. К ней приурочен выпуск иллюстрированной книги «Москва-1917» с интересными фактами из истории музея, хроникой главных событий 1917 года, репродукциями плакатов и открыток. Выставка продлится до 20 сентября.

Российская государственная библиотека, Ивановский зал
«Москва-1917. Взгляд с Ваганьковского холма»
До 20 сентября

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
4
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
5
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
«Натюрморт с яблоками» Кузьмы Петрова-Водкина сняли с Sotheby’s, однако другие работы ушли по £1 млн, включая «Натюрморт с чайником и подносом» Петра Кончаловского, который предварительно был оценен в £280–350 тыс.
30.11.2021
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
6
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
7
Дэвид Хокни рассуждает о том, почему лучше рисовать, а не фотографировать
Классик современного британского искусства считает, что для того, чтобы увидеть мир во всей его красоте, надо его рисовать, а не фотографировать, так как камера видит мир геометрически, а мы должны видеть психологически
16.11.2021
Дэвид Хокни рассуждает о том, почему лучше рисовать, а не фотографировать
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+