18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Задержанную ФСБ картину Брюллова «Христос во гробе» вернут владельцу

Президиум Верховного cуда РФ вынес решение, согласно которому картину Карла Брюллова «Христос во гробе» Россия обязана вернуть ее законному владельцу — коллекционеру Александру Певзнеру из Германии

Свое решение президиум Верховного суда РФ принял, основываясь на постановлении Конституционного суда от 7 марта 2017 года. Тогда КС признал, что положение коллекционера Александра Певзнера реально ухудшилось после того, как он лишился своего имущества — картины Карла Брюллова. Руководствуясь этим решением КС, сегодня, 14 июня, президиум Верховного суда возобновил производство по делу и вынес постановление об отмене кассационного определения судебной коллегии по уголовным делам ВС от 28 апреля 2016 года. Из чего следует, что произведение должно быть возвращено Александру и Ирине Певзнер.

История злоключений картины Карла Брюллова и ее владельцев продолжалась почти 14 лет. Еще в 2003 году коллекционер из Германии решил привезти редкую работу в технике транспарент «Христос во гробе» в Петербург на экспертизу в Государственный Русский музей. Это произведение Брюллова Певзнер официально приобрел у общины русского православного храма в Брюсселе в 2002 году, а затем решил продать его ГРМ. Но после того, как музейные эксперты установили подлинность работы, ФСБ обвинила Александра Певзнера в «незаконном перемещении культурной ценности через таможню» и арестовала картину в качестве вещественного доказательства (ст. 188, ч. 2 УК РФ). По версии следствия, таможенники позволили владельцу ввезти картину в Россию «без надлежащего оформления». В итоге многолетней судебной тяжбы таможенники не были наказаны за свои действия, а коллекционер лишился имущества и избежал уголовного преследования только потому, что сразу после ареста картины вернулся в Германию, а потом согласился на прекращение уголовного преследования за истечением срока давности. Однако такое прекращение дела не является по российскому законодательству реабилитирующим обстоятельством, и прекращение дела не вернуло коллекционеру его имущество. Только сегодня президиум ВС поставил в этом судебном споре точку — картина должна вернуться в семью Певзнеров.

«Конечно, отдельной строки „картину вернуть“ в этом решении нет, но по-другому его нельзя трактовать, — сказал в телефонном разговоре с корреспондентом TANR Максим Крупский, адвокат Певзнера, — поскольку единственные решения, которые сейчас остались в силе, — это апелляционное решение Ленинградского областного суда и президиума Ленинградского областного суда, а они постановили вернуть полотно тому, кто его законно купил. Как будем действовать дальше? Мы с Александром это еще не обсуждали, поскольку, честно говоря, не рассчитывали на положительное решение суда. Конечно, надеялись, так как это было единственно правильное решение, но сомнения всегда остаются».

Уголовное преследование в отношении Александра Певзнера прекращено, но, приедет ли он в Петербург сам, чтобы забрать имущество, пока неизвестно, этот вопрос адвокат и его подзащитный еще не обсуждали. Где сейчас находится полотно Брюллова, адвокат тоже не смог сказать.

Директор Государственного Русского музея Владимир Гусев в коротком телефонном разговоре с корреспондентом нашей газеты подтвердил, что картина «Христос во гробе» сейчас в фондах музея. «Но пока процедуру ее возвращения владельцу мы не обсуждали», — уточнил он.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+