18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

«Дантовский ад» в Москве от классиков техноискусства

На четвертом ежегодном фестивале «Политех» канадские художники призывали людей задуматься о массовом манипулировании и несовершенствах искусственного интеллекта в танце

В Парке Горького завершился ежегодный фестиваль науки, технологий и искусства «Политех». Одним из главных его событий стал перформанс Inferno канадских художников Билла Ворна и Луи-Филиппа Демера. Любой зритель мог стать его участником, надев управляемый компьютером экзоскелет, полностью контролирующий движения, и попробовав станцевать в нем. Сами художники, отвечая на вопрос о смысле своего шоу, лукавят, говоря, что перформанс не предполагает глубоких концептуальных интерпретаций, которые обычно ему приписывают, и что гораздо важнее эмоциональный и физический опыт, переживаемый участниками, захваченными экзоскелетами. Якобы отсылка к «Божественной комедии» Данте в названии ни при чем.

Напротив Пионерского пруда специально для Inferno был сооружен большой черный павильон, в пространстве которого к потолку подвешены 5 экзоскелетов (из 25, которые в силу дороговизны до столицы не довезли). Каждый час новые участники перформанса заходили за черный занавес, облачались в комбинезоны и перчатки. Затем на их плечи водружалась металлическая конструкция весом почти 20 кг (чем не четвертый круг ада?). Инструктаж короткий: «Главное — не переживайте, расслабьтесь и просто танцуйте». После этого звучали тяжелые грувы техно. Какая же еще музыка может сопровождать роботический перформанс? Действие продолжалось всего 15 минут, и если первое время машина действительно управляла участниками, то позднее ее алгоритмы уже можно было предугадать. Танцы под мигающий свет стробоскопов напоминали неземную, постапокалиптическую техновечеринку, и ее участникам явно не хотелось останавливаться. Перформанс на заметку организаторам музыкальных фестивалей: на масштабных рейвах для подуставших гостей можно организовывать подобную роботическую сцену. Тем, кто утомился, но хочет продолжать танец, не пришлось бы отрываться на отдых.

Художники Ворн и Демер уверены, что роботы — это в первую очередь наши отражения и они, как и мы, обладают множеством недостатков. Свои работы они строят именно на этом. Так, для «Двора чудес» они создавали роботов с физическими недостатками, выставка «DSM-IV» была посвящена роботам с психическими отклонениями, а на прошедшем в минувшем году московском «Балу роботов» лица зрителей исследовал слепой робот, у которого были только тактильные сенсоры. Олицетворяющий массовые манипуляции Inferno доказывает, что искусственный интеллект пока все-таки не дошел до той точки, где он мог бы действовать самостоятельно, полностью взяв контроль над человеком. Однако в 2046 году ученые собираются представить суперкомпьютер, обгоняющий по возможностям человеческий мозг. И кто знает, какие тогда перформансы предложат нам технохудожники!

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+