18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

«Дантовский ад» в Москве от классиков техноискусства

На четвертом ежегодном фестивале «Политех» канадские художники призывали людей задуматься о массовом манипулировании и несовершенствах искусственного интеллекта в танце

В Парке Горького завершился ежегодный фестиваль науки, технологий и искусства «Политех». Одним из главных его событий стал перформанс Inferno канадских художников Билла Ворна и Луи-Филиппа Демера. Любой зритель мог стать его участником, надев управляемый компьютером экзоскелет, полностью контролирующий движения, и попробовав станцевать в нем. Сами художники, отвечая на вопрос о смысле своего шоу, лукавят, говоря, что перформанс не предполагает глубоких концептуальных интерпретаций, которые обычно ему приписывают, и что гораздо важнее эмоциональный и физический опыт, переживаемый участниками, захваченными экзоскелетами. Якобы отсылка к «Божественной комедии» Данте в названии ни при чем.

Напротив Пионерского пруда специально для Inferno был сооружен большой черный павильон, в пространстве которого к потолку подвешены 5 экзоскелетов (из 25, которые в силу дороговизны до столицы не довезли). Каждый час новые участники перформанса заходили за черный занавес, облачались в комбинезоны и перчатки. Затем на их плечи водружалась металлическая конструкция весом почти 20 кг (чем не четвертый круг ада?). Инструктаж короткий: «Главное — не переживайте, расслабьтесь и просто танцуйте». После этого звучали тяжелые грувы техно. Какая же еще музыка может сопровождать роботический перформанс? Действие продолжалось всего 15 минут, и если первое время машина действительно управляла участниками, то позднее ее алгоритмы уже можно было предугадать. Танцы под мигающий свет стробоскопов напоминали неземную, постапокалиптическую техновечеринку, и ее участникам явно не хотелось останавливаться. Перформанс на заметку организаторам музыкальных фестивалей: на масштабных рейвах для подуставших гостей можно организовывать подобную роботическую сцену. Тем, кто утомился, но хочет продолжать танец, не пришлось бы отрываться на отдых.

Художники Ворн и Демер уверены, что роботы — это в первую очередь наши отражения и они, как и мы, обладают множеством недостатков. Свои работы они строят именно на этом. Так, для «Двора чудес» они создавали роботов с физическими недостатками, выставка «DSM-IV» была посвящена роботам с психическими отклонениями, а на прошедшем в минувшем году московском «Балу роботов» лица зрителей исследовал слепой робот, у которого были только тактильные сенсоры. Олицетворяющий массовые манипуляции Inferno доказывает, что искусственный интеллект пока все-таки не дошел до той точки, где он мог бы действовать самостоятельно, полностью взяв контроль над человеком. Однако в 2046 году ученые собираются представить суперкомпьютер, обгоняющий по возможностям человеческий мозг. И кто знает, какие тогда перформансы предложат нам технохудожники!

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+