18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Частная коллекция предлагает точку зрения одного человека, выстраивающего свою историю искусства»

The Art Newspaper Russia уже писала (в марте 2013 года) о выставке молодого художника из Тувы Евгения Антуфьева в итальянском Collezione Maramotti, рассказав и о самом фонде. Теперь ее привезли в Москву, развернув на трех этажах Мультимедиа Арт Музея. В связи с чем в российскую столицу приехала и директор фонда Марина Даччи, с которой мы встретились, чтобы подробнее расспросить о фонде, на каких принципах он базируется, как развивается и о ближайших проектах, естественно.

Постоянная экспозиция вашего фонда, охватывающая большой период итальянского и мирового искусства начиная с 1945 года, впечатляет работами музейного уровня. Чем она отличается от других итальянских частных коллекций, открытых для публики?

Действительно, в Италии есть целый ряд частных коллекций, открытых для посещения, и наша, несомненно, одна из лучших среди них. У частных коллекций своя миссия, отличающаяся от музейного собрания. Они формируются и функционируют на разных уровнях, не конфликтуя, а скорее дополняя друг друга в режиме диалога. Основная миссия музея — в просвещении на своей территории, в то время как частная коллекция предлагает точку зрения на процессы в искусстве одного человека, выстраивающего свою историю. Что касается коллекции нашего фонда, то ее собиратель и основатель фонда Акилле Марамотти не столько интересовался известными именами в искусстве, сколько им двигало желание уловить все новое, что носилось в воздухе, предугадать будущее, забежав вперед. И в этом основное отличие его коллекции современного искусства от других, многие из которых формировались в 1990-е годы, на волне возросшего интереса рынка к современному искусству. Соответственно, и коллекционеров интересовали главным образом произведения уже известных художников, которые рассматривались в том числе как инвестиция. Именно в этом контексте бросается в глаза нестандартность нашей коллекции: помимо художников, которые со временем были признаны классиками — Лучо Фонтана, Альберто Бурри, Пьеро Манцони, Фрэнсис Бэкон, Герхард Рихтер, Зигмар Польке, Тони Крегг, и список этот можно продолжить, — там есть художники второго, третьего ряда, которые тоже экспериментировали и производили нечто новое для своего времени. И коллекционеру это было интересно, он приобретал эти произведения, для него было непринципиально, станет ли этот художник со временем знаменитым или нет. У истории искусства своя логика, одни художники в нее попадают, а другие навсегда уходят в небытие, у коллекционера — своя история искусства, которую мы и хотим рассказать.

И как разворачивается эта очень личная история?

В коллекции несколько сотен произведений, из которых мы отобрали для экспозиции двести. Она начинается с послевоенного абстракционизма и экспрессионизма конца 1940-х и начала 1950-х, затем идут 1960-е, поп-арт в его итальянской версии, арте повера, итальянский, немецкий и американский неоэкспрессионизм, затем американский новый геометризм 1980–1990-х, и завершается экспозиция последними тенденциями в английском и американском искусстве. Таким образом мы представляем некоторые из ведущих художественных тенденций, итальянских и мировых, за последние 50 лет.

Однако историю послевоенного авангарда и новейших тенденций вы открываете скульптурой традиционалиста Артуро Мартини, прочно ассоциирующегося с довоенным итальянским искусством, где доминировала тенденция возвращения к классике, и умер Мартини в 1947 году...

Это интересно, почему Мартини. Очень тонкое по настроению произведение итальянского классика, представляющее спящую женщину с собакой рядом и приоткрытым в ночь окном, — это, если хотите, своеобразный пропуск в мир нашей коллекции. Таким способом мы хотим настроить зрителя на то, чтобы он воспринимал коллекцию не просто как картины, развешанные по стенам, но понял ее историю и логику, настроился не только на интеллектуальное, но и на эмоциональное восприятие. Этой логике служит и наш путеводитель. Идея в том, чтобы не вести зрителя за руку, а обозначить маршрут для путешествия в одиночку. Этому помогают и наши большие пространства, где почти не сталкиваешься с другими посетителями.

Продолжает ли фонд пополнять коллекцию?

Да, конечно. Когда мы открывались в 2005 году, то поставили перед собой две цели. Первая — систематизировать, отобрать и представить историю коллекционера, вторым же был вопрос «как идти дальше», потому что не хотелось, чтобы фонд превратился в мавзолей. Ответ мы нашли быстро: просто надо продолжать то, чему следовал сам Акилле Марамотти, то есть искать и находить что-то новое, свежее в искусстве, дать художнику возможность реализовать свои самые смелые замыслы и участвовать в этом процессе, затем приобретая работу в коллекцию. Идея 100%-но выигрышная, поскольку помогает художникам экспериментировать, не беспокоясь о том, как потом продать результат своей деятельности. И по этому пути мы следуем уже семь лет, с первого же дня как открылись, реализовав уже 25 проектов, приглашая каждый год 4–5 художников из разных стран. Кстати, в марте у нас открывается выставка живущего в Бельгии голландского художника Марка Мандерса.

А каковы критерии выбора художника для очередного проекта?

Сегодня в нашем глобализированном мире действительно много хороших художников, нам же надо выбрать среди них тех, кто интересен нам. Здесь в первую очередь мы ориентируемся на приоритеты нашей коллекции, сфокусированной главным образом на живописи и эволюции ее языка.

В коллекции действительно в основном представлена живопись. В чем причина такого предпочтения?

Потому что Акилле Марамотти начинал с коллекционирования именно живописи, точнее с произведений метафизической школы: Джорджо Де Кирико, Карло Карра, Джорджо Моранди, и после интересовался в первую очередь именно ею. Вторая, очень важная для нас составляющая, — метафизика произведения, аффект в искусстве. Так вот, наш небольшой совет, куда входят сыновья Марамотти, тоже коллекционеры, собирается раз в год, и мы, следуя этим установкам, делимся свежими впечатлениями о том, что нового, интересного увидели на выставках, в галереях, на ярмарках. Определившись с художниками, которых мы хотели бы выставить, мы приглашаем их для обсуждения будущего проекта. У нас нет никаких консультантов, экспертов. Коллекционер здесь главная фигура, а не просто человек, который открывает кошелек и платит, это исключительно его личный выбор. Фонд не музей, здесь нет критериев систематизации, выстраивания истории искусства — произведения должны нравиться, соблазнять, провоцировать.

Таким же образом вы вышли на Евгения Антуфьева?

Президент компании Max Mara Луиджи Марамотти во время деловой поездки увидел его работы на выставке «Остальгия» в Новом музее в Нью-Йорке и попросил найти его. В этот момент мы готовили для фонда выставку живущей в Нью-Йорке пакистанской художницы Хюмы Бхабы. У нее очень мощные работы, она работает с темой архетипов, тотемов, делая свои фигуры и маски из случайных материалов и промышленных отходов. Тем более было очень интересно увидеть, как другой художник, на этот раз из Сибири, интерпретирует ту же тему, но на совершенно другом материале. После долгих поисков и переговоров мы встретились с Евгением в его мастерской в Москве. Он приехал к нам на несколько дней, чтобы обговорить детали будущего проекта, который затем готовил в Москве и два месяца завершал у нас в Реджо-Эмилии.

При определении победителей вашей премии Max Mara Art Prize for Women действуют те же критерии отбора?

Здесь все немного по-другому. Идея женской премии в искусстве родилась в 2005 году, и Max Mara, который является женским брендом, начал искать для нее достойного партнера. Им и стала лондонская галерея Whitechapel с ее богатой традицией поддержки женщин-художниц под кураторством директора галереи Ивоны Блазвик. Мы решили поддерживать женщин-художниц еще и потому, что даже 20 лет назад им очень редко представляли равные с мужчинами возможности выставляться. Даже если вы посмотрите нашу коллекцию, женских работ там до определенной даты просто нет. Принцип отбора участников проекта тоже определился сразу: каждые два года директор галереи отбирает в жюри четыре человека. Это женщины, представляющие разные сферы искусства: арт-критик, журналист, галерист-куратор и художник. То есть они смотрят на искусство с разных ракурсов. Еще одно отличие этой премии от других состоит в том, что художница не присылает свой curriculum или заявку — члены жюри сами находят и знакомят остальных со своей кандидаткой, затем составляется шорт-лист, художницы лично представляют жюри собственный проект, и в конце общим решением определяется победительница. То есть очень важен личный контакт членов жюри с претендентками. Нет никаких ограничений ни по возрасту, ни по национальности, единственное условие — они должны быть резидентами Великобритании. Так, одной из наших победительниц была немка Андреа Бюттнер, другой — француженка Лор Прувос, получившая в прошлом году престижнейшую Премию Тернера.

Как дальше строится процесс, после того как определилась победительница?

Она приезжает на шесть месяцев в Италию, знакомится с нашей страной, культурой, работает над своим проектом. Затем он представляется в галерее Whitechapel и у нас. В этом году в марте приезжает новая победительница премии — Корин Сворн, художница  из Глазго, которая собирается делать очень интересную работу, связанную с историей итальянской комедии дель арте. Для сбора материалов она посетит Неаполь, Венецию, Рим. В этом проекте Корин хочет соединить традицию традиционного итальянского театра с современным кино, начиная с итальянских фильмов 1960-х. Конечным результатом станет фильм, снятый на 35-миллиметровой пленке, где все, включая декорации и костюмы, будет продумано и реализовано художницей. Уже готовый проект можно будет увидеть в 2015 году в галерее Whitechapel и, естественно, у нас.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+