18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Побочные продукты поиска философского камня

№53
Материал из газеты

В берлинском Культурфоруме встретились алхимия и искусство

Ожерелье из голубого стекла III–IV веков и полиуретановая скульптура Джеффа Кунса 2013 года «Венера из воздушного шарика для Dom Pérignon». Почему они оказались рядом на одной выставке? Ее куратор Йёрг Фелльнагель объясняет это соседство тем, что оба экспоната созданы в алхимической традиции преобразования материалов. Кунса нередко обвиняют в любви к внешнему эффекту, в поверхностности. Фелльнагель предлагает воспринимать это слово буквально, в том смысле, что Кунс одержим поверхностями. «Мы не утверждаем, что он алхимик, — говорит куратор, — но здесь та же логика: создать столь совершенную поверхность, чтобы у нее возникло другое, эзотерическое измерение».

Точно так же, как поли­уретановая скульптура Кунса, ожерелье притворяется тем, чем на самом деле не является. Его яркие ультрамариновые бусины имитируют редкий в те времена в Европе лазурит.

Вся выставка построена на параллелях алхимии и творчества. Современность здесь представлена, помимо скульптуры Кунса, произведениями, например, Карла Андре и Ансельма Кифера. Возможность трансформировать натуральные материалы в искусственные до сих пор притягивает художников, которые воспринимают этот процесс как неотъемлемую часть творчества, считает куратор. «Алхимия — это миф о сотворении мира. Она тесно связана с искусством, — говорит он, — ее цель — в изменении состава природного материала. Это искусство создания при помощи науки и технологий того, что недоступно иным способом». В средневековой Европе алхимия получила название ars magna (лат. «великое искусство») и перекликалась c искусством не только в названии. Идея того, что алхимия — это искусство, имитирующее природу, обсуждалась в университетах Парижа и Оксфорда такими учеными мужами, как Фома Аквинский и Роджер Бэкон. Вопреки распространенному заблуждению, целью алхимии был не только синтез золота, многие ее адепты стремились к имитации божественного акта творения как такового.

Берлинская выставка охватывает 3 тыс. лет истории алхимии: Месопотамия и Древний Египет, затем средневековая Европа, где она распространилась благодаря переводам в XII веке арабских алхимических трактатов, и вплоть до современности. Всего более 200 экспонатов на 800 кв. м  берлинского Культурфорума. Две трети предметов — из коллекций берлинских музеев. Для Фелльнагеля, который возглавляет отдел выставок и проектов Государственных музеев Берлина, эта выставка стала воплощением его давней мечты. В 2001 году он защитил докторскую диссертацию, посвященную алхимии и искусству, а в 2012-м опубликовал и монографию на эту тему.

Культурфорум
Алхимия. Великое искусство
До 23 июля

Самое читаемое:
1
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+