18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Как русский царь за Версалем съездил

№53
Материал из газеты

Выставка об историческом визите Петра I во Францию стала поводом для встречи 29 мая российского президента Владимира Путина с новым президентом Франции Эмманюэлем Макроном

Исторический визит Петра I во Францию в 1717 году стал событием не только для России: французам тоже хватило впечатлений от двухмесячного вояжа русского царя. В Трианоне будет представлено более 150 произведений из двух музеев: Версаля и Государственного Эрмитажа. Петр I доехал до Франции со второй попытки. Первую он предпринял в 1697 году. Но тогда стареющий Людовик XIV не очень понимал, как принимать русского царя, поэтому было решено повременить. Приехал Петр в итоге 20 лет спустя. Про цель историки спорят до сих пор. Самая распространенная версия — союз с Францией против Швеции и торговля. Впрочем, все хроникеры отмечали, что деловых встреч не было, «все беседы ведутся за стаканом вина». Говорят, что попутно Петр I мечтал выдать замуж за Людовика XV свою дочь Елизавету и приглядеть идеи для Петергофа, где уже шла стройка. В Париже Петру приготовили апартаменты Анны Австрийской в Лувре, но он попросил что-нибудь попроще. Дальше ему предстояло нанести визит Людовику XV — все по протоколу. И вдруг при встрече царь хватает Людовика на руки и целует. Что тут было! Короля, да вот так! Ну а как иначе, если тому всего семь лет? Французская сторона подготовила Петру обширную программу, но его интересовали только госпитали, арсеналы и мануфактуры. Так, после посещения Королевской мануфактуры гобеленов царь создал Петербургскую шпалерную мануфактуру. Из французского вояжа привез царь и Жан-Батиста Леблона — архитектора, которому Петербург обязан своим европейским видом.

В Версале Петра впечатлили сады. Идеально подстриженные деревья, сквозь них проникает свет и падают тени, меняясь в разное время суток. И фонтаны, где даже струйки воды были частью единой композиции. Сражаются лев с леопардом — и струи, бьющие из их пастей, тоже схлестнутся. Вернувшись в Петергоф, император лично нарисовал версальское трехлучие и велел спроектировать парк по французским лекалам. С фонтанами Петр даже превзошел Версаль: петергофские, в отличие от версальских, работают без перерывов и выходных.

Версальский дворец
Петр I. Царь во Франции. 1717
30 мая – 24 сентября

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+