18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Древнейший амвон покажут в Русском музее

Уникальный памятник древнерусского искусства дореформенной эпохи — амвон новгородского Софийского собора работы мастеров первой трети XVI века, описанный в летописях, представлен в залах Корпуса Бенуа Русского музея

В рамках выставки «Искусство Великого Новгорода эпохи святителя Макария», которая откроется в Государственном Русском музее 27 апреля, представлен амвон из Софии Новгородской, сборка которого завершается сейчас в музейных залах. Это его первый показ за последние 100 лет.

Амвон из Новгорода — пример воплощения древней традиции, пришедшей из Византии, где для произнесения проповедей в церкви использовались подобия кафедр, украшенных резьбой и росписью. Известна точная дата, когда он был установлен в Софийском соборе, — 15 июля 1533 года. Первоначально амвон представлял собой сложную двухуровневую конструкцию более 3 м высотой, выполненную из дерева разных пород без единого гвоздя: все элементы, плотно пригнанные друг к другу, держались на пазах. В основании — большой круг из липы, в который на равном расстоянии друг от друга установлены вертикальные несущие балки из липы и дуба, увенчанные навершиями в виде церковных куполов. На уровне человеческого роста изнутри закреплен еще один круг, на нем был установлен помост, с него священник обращался к пастве. Поднимались на помост по приставной лестнице. Между опорами были установлены панели из сосны, украшенные резьбой и 30 иконами в резных киотцах. Они располагались по окружности в три ряда: вверху небольшие, ниже — крупнее. Сейчас помост утерян, как утрачены и иконы, приставная лестница, киотцы и еще некоторые элементы.

Это единственный в мире деревянный амвон византийской традиции, который сохранился до наших дней, — рассказывает Иван Карлов, главный хранитель ГРМ. — И сохранился он не чудом, а благодаря очень профессиональной работе наших реставраторов. «После реформы патриарха Никона амвон разобрали, для чего его пришлось распилить (следы этой разборки сохранились на деревянных деталях), перенесли на хоры собора, и больше он в богослужении не использовался. Тогда же из него вынули иконы, их дальнейшая судьба неизвестна. На хорах амвон пылился до 1860 года, когда его передали в Императорскую академию художеств, откуда он вместе с другими произведениями искусства переехал в открывшийся в конце XIX века Русский музей императора Александра III, где был размещен в экспозиции древнерусского искусства. Но в 1920-х годах его убрали из залов. Он пережил блокаду в подвалах музея, и только в 2013 году началась подготовка к его реставрации».

По словам Виктора Чмеленко, заведующего сектором реставрации резных икон и деревянной скульптуры ГРМ, в процессе работы специалистам удалось установить, что из первоначальных 300 деталей амвона «родных», сохранившихся с 1533 года, осталось 180, остальные утеряны. До начала реставрации пришлось убрать все элементы из гипса, которые там появились, пока деревянный памятник находился в Академии художеств (это была своеобразная реставрация в духе XIX века). Потом специалисты сняли несколько слоев бронзовой краски и обнаружили, что значительная часть резных деревянных деталей была покрыта золотом и серебром — следы этого покрытия и сейчас видны на дереве. «Можно себе представить, какое впечатление амвон производил на новгородцев, — говорит Виктор Чмеленко. — Недаром в новгородской летописи сохранились записи, в которых о нем сказано: „Велми чуден, всякия лепоты украшен“. Нам удалось сохранить и законсервировать все подлинные детали этого уникального предмета».

В самом нижнем ряду, по окружности амвона, располагались деревянные фигуры, вырезанные из липы. Это люди в разных одеждах, с разными прическами и лицами, не повторяющимися дважды. «Но это не апостолы и не ангелы, — поясняет реставратор Анна Кондратьева. — Их в Новгороде называли „древяные человечки“. И кто они — пока для нас остается загадкой».

После расширения экспозиционных площадей под древнерусское искусство ГРМ планирует вернуть уникальный амвон в музейные залы.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+