18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Богдан Мамонов устроил из семейной истории стереошоу, где нашлось место и раю, и аду

В Московском музее современного искусства многолетний проект художника впервые собрали вместе.

Проект Транквилизация памяти Богдана Мамонова — художника, куратора, арт-критика, представителя России на 51-й Венецианской биеннале, участника групп Пять плюс один, Группы без Названия, Запасной выход и Escape, продолжает свое путешествие по галереям и музеям. Отдельные составляющие этого проекта, начатого еще в 2005 году, уже были показаны в Европе, США и России. Теперь на выставке, организованной  Департаментом культуры города Москвы, Российской академии художеств, ММОМА, Frolov Gallery при поддержке галереи Артвин и Спутник Gallery, проект представлен в полном объеме.

На протяжении почти десяти лет Мамонов внутри Транквилизации памяти препарирует историю России ХХ века, и рассматривает под увеличительным стеклом прошлое и настоящее своей семьи, ведя хронологию от прадеда, Григория Шпейера — инженера, строившего железнодорожные мосты в России, которого не миновали репрессии 1930-х.

С 1910 года Шпейер увлеченно занялся стереофотографией. Богдану Мамонову от праде да в наследство достался таксифот (аппарат для просмотра стереоснимков) и огромный фотоархив «типичных бюргерских пасторалей», на основе которого художник строит диалог со своим предком, предлагая свое видение моментов, схваченных камерой, через холст, оргстекло, проекции, видео. Сам Мамонов обозначает основную мысль своего проекта так: «Двойственность стереоскопического кадра — для меня — не просто оптический фокус, но метафора понимания истории».

Название проекта связано также с именем Гая Светония Транквилла, автора текста о Калигуле, чей принцип правления выражен словами микенского царя Атрея: «Пусть ненавидят, лишь бы боялись». Фраза, ставшая крылатой, оказалась не чужда режиму, пережитому нашей страной и семьей художника. Однако Транквилл всегда предлагал на всякий случай два варианта жизнеописаний властителей Рима: восхваляющий и обличительный. Мамонов же в такого рода трактатах обнаруживает некий стереобиографический эффект. «Стереобиографию» членов своей семьи художник выявляет как взгляд на историю изнутри и извне. «Обращение к прошлому носит терапевтический характер, что можно рассматривать на сегодня как главнейшую функцию культуры», — размышляет автор. Транквилизация прошлого есть тот «Таксифот», который позволяет увидеть историю страны и отдельного человека в едином фокусе. В этом контексте выставка — транквилизатор, призванный примирить нынешние поколения соотечественников с их прошлым. Подобные проекты куратор Виктор Мизиано обозначил как complexity, то есть сложность, имея в виду «противостояние коррумпированной актуальности» и ориентирование на извечные ценности. Идея двоичности выражена и в организации выставки, поделенной на две зоны, согласно представлению художника о рае и аде. В «адском» крыле звучит голос, повествующий о последних минутах жизни Калигулы. Напротив, в «рай ском» — фотографии детей автора. Куда бы ни направился зритель, он попадает в кольцеобразную анфиладу, экспо зиция которой выстроена как музей-квартира самого Шпейера. Здесь зритель увидит личные вещи героя, и, главное, сам таксифот, который можно будет осмотреть и опробовать. — Ирина Деспот-Юрасовская
ММОМА
Богдан Мамонов. Транквилизация памяти

Москва
До 23 февраля

Самое читаемое:
1
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
2
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
3
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
4
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
5
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
6
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Почти полмиллиона человек посмотрели юбилейную выставку Брюллова, что также сделало ее самой посещаемой выставкой страны за последние пять лет
15.05.2025
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
7
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+