18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Богдан Мамонов устроил из семейной истории стереошоу, где нашлось место и раю, и аду

В Московском музее современного искусства многолетний проект художника впервые собрали вместе.

Проект Транквилизация памяти Богдана Мамонова — художника, куратора, арт-критика, представителя России на 51-й Венецианской биеннале, участника групп Пять плюс один, Группы без Названия, Запасной выход и Escape, продолжает свое путешествие по галереям и музеям. Отдельные составляющие этого проекта, начатого еще в 2005 году, уже были показаны в Европе, США и России. Теперь на выставке, организованной  Департаментом культуры города Москвы, Российской академии художеств, ММОМА, Frolov Gallery при поддержке галереи Артвин и Спутник Gallery, проект представлен в полном объеме.

На протяжении почти десяти лет Мамонов внутри Транквилизации памяти препарирует историю России ХХ века, и рассматривает под увеличительным стеклом прошлое и настоящее своей семьи, ведя хронологию от прадеда, Григория Шпейера — инженера, строившего железнодорожные мосты в России, которого не миновали репрессии 1930-х.

С 1910 года Шпейер увлеченно занялся стереофотографией. Богдану Мамонову от праде да в наследство достался таксифот (аппарат для просмотра стереоснимков) и огромный фотоархив «типичных бюргерских пасторалей», на основе которого художник строит диалог со своим предком, предлагая свое видение моментов, схваченных камерой, через холст, оргстекло, проекции, видео. Сам Мамонов обозначает основную мысль своего проекта так: «Двойственность стереоскопического кадра — для меня — не просто оптический фокус, но метафора понимания истории».

Название проекта связано также с именем Гая Светония Транквилла, автора текста о Калигуле, чей принцип правления выражен словами микенского царя Атрея: «Пусть ненавидят, лишь бы боялись». Фраза, ставшая крылатой, оказалась не чужда режиму, пережитому нашей страной и семьей художника. Однако Транквилл всегда предлагал на всякий случай два варианта жизнеописаний властителей Рима: восхваляющий и обличительный. Мамонов же в такого рода трактатах обнаруживает некий стереобиографический эффект. «Стереобиографию» членов своей семьи художник выявляет как взгляд на историю изнутри и извне. «Обращение к прошлому носит терапевтический характер, что можно рассматривать на сегодня как главнейшую функцию культуры», — размышляет автор. Транквилизация прошлого есть тот «Таксифот», который позволяет увидеть историю страны и отдельного человека в едином фокусе. В этом контексте выставка — транквилизатор, призванный примирить нынешние поколения соотечественников с их прошлым. Подобные проекты куратор Виктор Мизиано обозначил как complexity, то есть сложность, имея в виду «противостояние коррумпированной актуальности» и ориентирование на извечные ценности. Идея двоичности выражена и в организации выставки, поделенной на две зоны, согласно представлению художника о рае и аде. В «адском» крыле звучит голос, повествующий о последних минутах жизни Калигулы. Напротив, в «рай ском» — фотографии детей автора. Куда бы ни направился зритель, он попадает в кольцеобразную анфиладу, экспо зиция которой выстроена как музей-квартира самого Шпейера. Здесь зритель увидит личные вещи героя, и, главное, сам таксифот, который можно будет осмотреть и опробовать. — Ирина Деспот-Юрасовская
ММОМА
Богдан Мамонов. Транквилизация памяти

Москва
До 23 февраля

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+