18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Несуществующие границы

№52
Материал из газеты

Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова объясняет, почему музей национального искусства проводит выставки зарубежных художников

Почему Третьяковская галерея проводит выставки зарубежных художников и не размывает ли это концепцию главного музея национального искусства России? Перед тем как ответить на этот вопрос, постараюсь сформулировать общие принципы, на которые музей, на мой взгляд, может опираться, решая, проводить ли ту или иную выставку. «Оттепель», которая продлится в Новой Третьяковке до 11 июня, и выставка Джорджо де Кирико, которую мы откроем 20 апреля, — удачные для этого примеры.

Думаю, самый главный критерий — понимание, что та или иная фигура или художественный феномен необычайно важны именно сегодня и нам есть что сказать о них нового. Мы должны посмотреть на художника с современной точки зрения, увидеть в нем то, чего не видели 10, 20, 30 лет назад. Вероятно, не стоит тратить время на проект, если что-то подобное публике уже предлагали недавно. Например, в ближайшее десятилетие мы точно не планируем показывать Серова еще раз. Кроме того, мы хорошо понимаем, как действует человеческое сознание: узнавать новое интереснее, чем вникать в подробности уже известного. Серьезных выставок про оттепель в России не было, и то, что несколько музеев, не сговариваясь, обратились к этому материалу, говорит о чем-то важном. Назрел момент посмотреть на этот период по-новому, и мы действительно увидели в нем то, чего не находили раньше. Например, как увлечение наукой отразилось на абстрактной живописи, ставшей крайне актуальным и точным отражением времени.

Отвечает обозначенным критериям новизны и актуальности и выставка «Джорджо де Кирико. Метафизические прозрения». Пара живописных произведений, один рисунок в Пушкинском музее — вот, пожалуй, и все, что есть в России. Таким образом, перед нами важный для всего мирового искусства и почти непредставленный в российских коллекциях художник, чье творчество будет открытием для нашего зрителя. И еще один существенный момент. В каталоге грядущей выставки есть блестящий текст нашего куратора Татьяны Горячевой, в котором рассмотрены контакты де Кирико с русскими диаспорами в Риме и Париже, а также его влияние на русских художников, в том числе Казимира Малевича, Александра Дейнеку, Анну Лепорскую, Василия Рождественского и Александра Шевченко. Воспользуюсь этой ремаркой о диалоге русских и западноевропейских художников, чтобы вернуться к вопросу, с которого мы начали: почему Третьяковская галерея проводит выставки зарубежных художников?

Все мы хорошо знаем о Павле Михайловиче Третьякове и гораздо меньше о его брате Сергее Михайловиче — московском городском голове и коллекционере, собиравшем именно западноевропейское искусство. Уже в 1892 году в переданной в дар Москве галерее братьев Третьяковых современное на тот момент русское искусство показывалось в контексте западноевропейских художественных явлений. После 1917 года возобладал принцип жесткого деления коллекций на русские и западноевропейские. Работы, приобретенные в свое время Сергеем Михайловичем, и западная часть влившегося в 1910 году в состав Третьяковки собрания Михаила Абрамовича Морозова были после революции переданы в Музей нового западного искусства, а позднее стали частью собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Сегодня, когда идет интенсивная работа над созданием дома-музея братьев Третьяковых в Голутвинском переулке, я очень рада нашим договоренностям с Пушкинским музеем, который предоставит для экспонирования там ряд важнейших произведений из своего собрания, принадлежавших в свое время Сергею Михайловичу Третьякову.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+