18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Неделя дизайна в Милане: как это было

Кроме главного мебельного салона страны, каждый год в Милане проходит Fuorisalone — выставки, вечеринки и хеппенинги в рамках Недели дизайна

Неделя дизайна, проходившая в этом году с 2 по 9 апреля, состоит из двух частей: знаменитой Salone del Mobile — выставки мебели в пригороде Милана, где ежегодно собираются профессионалы со всего мира, и Fuorisalone — целого комплекса мероприятий, выставок и инсталляций по всему городу. Эти два события каждую весну на неделю определяют жизнь Милана, превращая его в один сплошной фестиваль дизайна. У Fuorisalone, в отличие от Salone del Mobile, нет единого центра и руководящего органа с самого его появления. Он возник сам по себе в 1980-х как инициатива нескольких частных предпринимателей и так же спонтанно разросся, сегодня включая больше тысячи мероприятий во всех концах города. Кажется, что свой проект для Fuorisalone подготовили все: от производителей стальных водопроводных кранов до государственных музеев. Несмотря на то что найти какой-нибудь проект Недели дизайна можно в любой части города, некоторые районы — их называют design district — буквально кишат выставками.

В первую очередь это, конечно, самый модный район Милана — Брера. Здесь во внутреннем дворе пинакотеки выставили дизайнерские объекты крупнейших архитектурных студий. Среди авторов — студия британца Дэвида Чипперфилда, бюро американского деконструктивиста Даниэля Либескинда и, конечно, студия его самой известной коллеги по направлению, ушедшей из жизни год назад Захи Хадид. Zaha Hadid Architects создала почти кружевную скульптуру, напечатанную на 3D-принтере. Все объекты объединены белым цветом: выставка стала частью более широкого проекта «Белый в городе», в нем приняли участие пинакотека и Академия Брера (там показали студенческие работы на тему белизны), палаццо Кузани, бывшее здание церкви Сан-Карпофоро и пространство Class Editori. Главным спонсором выступил производитель красок Oikos; компания предложила пофантазировать о белом цвете как символе здоровья, комфортной жизни, баланса и чистоты, участники же представили свои работы разной степени художественности (часть объектов больше напоминала корнеры в торговых центрах).

В Ботаническом саду Брера немногих знающих о его существовании ждут инсталляции итальянских художников, архитекторов, дизайнеров и почему-то одного маркетолога, которым производитель посуды Guzzini предоставил возможность придать новые смыслы промышленным изделиям. Все объекты сделаны из стеклянной кухонной утвари — подвешенной наподобие талисмана «музыка ветра» над сервированным столом, как у Марко Парески, или сложенной небрежной горкой, как у миланской художницы Катерины Тосони.

Неподалеку, в медиатеке Святой Терезы (тоже бывшей церкви), расположилась выставка журнала Wallpaper*, переехавшего в этом году с виа Сан-Грегорио. Проект под стать локации назвали Holy Handmade!, смотрителей нарядили в подобие монашеских одеяний, а посетителям предлагается преклоняться перед великолепием ручного труда и, естественно, дизайна. Названия экспонатов от темы не отстают: норвежское бюро Snøhetta вместе с бруклинской студией Everything Elevated, тоже основанной норвежцами, и датской мебельной компанией Erik Jørgensen Møbelfabrik представило «Лестницу в небеса» — свободно стоящую лестницу, к которой сверху и снизу примыкают два зеркала, создающие иллюзию бесконечности. Самой эффектной и популярной в Instagram стала инсталляция «Убежище» дизайнера Марка Анжа — нежно-розовая кровать, тень на которую отбрасывают такие же розовые пальмовые листья.

Что касается фотогеничных объектов, за ними нужно было отправиться в новое пространство Ventura Centrale за Центральным вокзалом Милана. Организаторы выставок Ventura Projects, освоившие в свое время постиндустриальный район Ламбрате, организовав там одну из самых важных на Неделе дизайна выставок, открыли еще одно пространство. Восемь пустующих складских помещений вокзала отдали под проекты приглашенных дизайнеров, среди которых британец Ли Брум, представивший «Машину времени» — медленно крутящуюся карусель с самыми важными за его десятилетнюю карьеру работами и одной новой, тоже отсылающей к теме времени, — монументальными и минималистичными напольными часами из мрамора. Нидерландский дизайнер Мартин Бас представил в Ventura Centrale почти арт-инсталляцию «Прошу минуту вашего внимания», посвященную эпохе Интернета, где внимание публики превращается в самоцель. Работа состоит из спроектированных им стульев, окруженных множеством рупоров, из которых раздается еле различимый многоголосый шепот.

Помимо крупных площадок, свои проекты есть практически у всех местных и ряда международных производителей. Так, шведский производитель одежды COS объединился с лондонской студией Swine, чтобы создать «Новую весну». Инсталляция в здании кинотеатра Cinema Arti представляла собой дерево, выпускающее мыльные пузыри с паром, оседающие на полу у его подножия, — пожалуй, лучшая метафора того, как быстро и ярко пролетела Неделя дизайна.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
08.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+