18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

И пусть победит современнейший

Пятую премию Lexus Design Award вручили в Милане

Церемония награждения победителя конкурса Lexus Design Award прошла без излишней помпезности — все же главной наградой здесь становится возможность создать рабочий прототип своего проекта под руководством дизайнеров с мировым именем. Такой шанс получают 4 из 12 финалистов соревнования, чьи проекты обычно распределяются между основными направлениями конкурса: дизайн среды, промышленный дизайн, графический дизайн и мода. Каждому из победителей Lexus назначает ментора из числа именитых дизайнеров, которые консультируют их в процессе реализации прототипа.

Темой конкурса в этом году стала собственная философия бренда Lexus ”Yet“, или по-русски «и вместе с тем». Работы, претендующие на победу, должны были сочетать в себе разные (желательно противоположные) свойства, а рабочие прототипы четырех лучших проектов можно было увидеть на площадке Lexus в музее дизайна Миланской триеннале.

Главный почетный приз конкурса из рук президента Lexus International Йосихиро Савы получил Хирото Йошизо — выпускник Университета искусств Мусасино, дизайнер-фрилансер. Свою работу Pixel он назвал «решением, обыгрывающим тему света и тени, которое может использоваться в архитектуре». «Общая структура складывается из модулей, каждый из которых имеет форму полой внутри объемной перевернутой буквы „V“. Она позволяет свету, входя с одной стороны, отражаться внутри модуля и демонстрировать по-настоящему чистую форму света и тени с другой стороны. Любое движение людей с этой стороны экрана можно почувствовать с противоположной благодаря игре тени», — рассказал дизайнер, добавив, что при создании проекта вдохновлялся японской архитектурной традицией использования полупрозрачных дверей и ширм, сделанных из бумаги, свободно пропускающей свет. Хирото Йошизо не новичок на конкурсе: в прошлом году он оказался в финале с проектом цветочных горшков, с помощью изменения цвета напоминающих владельцам о необходимости полить растения, но до воплощения его в жизнь дело не дошло. В создании Pixel ему помогало американское бюро Snarkitecture, работающее в основном над оформлением коммерческих пространств.

В числе финалистов, получивших возможность поработать с ментором, оказалась и живущая в США дизайнер южнокорейского происхождения Аран Вон. Она разработала мобильную капсулу, обеспечивающую комфортную жизнь минимальными средствами. Основная идея ее работы: «не имеешь ничего и вместе с тем всё».

Еще одна финалистка, китайский дизайнер Джиа Ву сделала набор для создания музыкальных инструментов своими руками из овощей и фруктов. По ее словам, идея возникла благодаря подруге — преподавательнице музыки, которая пожаловалась, что ученики недостаточно вовлечены в процесс. Так Ву занялась поиском  решения, которое бы добавило в обучение элемент игры, а детям позволило бы меньше стесняться, когда у них что-то не получается, ну и, конечно, заставило бы есть больше овощей.

Четвертый проект-финалист принадлежит американскому дизайнеру Джессике Фюглер. Это коврик из множества керамических параллелепипедов с гранями разных цветов, сшитых между собой с использованием традиционной техники. Каждый из составных элементов можно поворачивать вокруг оси, меняя узор по своему желанию. Созданию работы не предшествовало никакой увлекательной истории. «Я просто подумала, что не существует ковриков из плитки, и решила сделать такой», — призналась Фюглер.

Работы остальных участников, прошедшие в финал, но не удостоившиеся реализации в пространстве Lexus, показали в виде набросков и концепций. Судя по выбору жюри, талантливых молодых дизайнеров интересуют социальные проблемы и вопросы экологии. Биоразлагаемый бандаж из банановых листьев как альтернатива синтетическим перевязочным средствам, прочный материал из переработанной бумаги, временные жилища для беженцев и специальная мерная ложка для слабовидящих людей — половина проектов так или иначе решают современные проблемы человечества.

Впервые на площадке Lexus выставлена работа российского автора — единственная косвенно связанная с автомобилями. Это проект светофора, выполненный выпускником Британской высшей школы дизайна Евгением Арининым. «Светофору около 100 лет, и он за это время критично не менялся. Мы живем в динамично развивающемся мире, у нас есть смартфоны, плазменные экраны, „умные дома“, а светофор остается обделенным вниманием… Я решил попробовать что-то изменить», — заявляет он. Дизайнер предлагает превратить светофор в светодиодный экран, сделав его многофункциональным инструментом дорожной навигации, однако, даже если модернизированный светофор и появится в будущем на улицах, произойдет это явно не скоро: власти в вопросах организации движения, как правило, консервативны.

Кроме финалистов премии, в пространстве Lexus можно увидеть совместную работу американки Нери Оксман и исследовательско-дизайнерской группы Mediated Matter. Список сфер, в которых работает Оксман, впечатляет: она и архитектор, и дизайнер, и доцент медиалаборатории Массачусетского технологического института (MIT). Она исследует возможности совмещения цифровых технологий и биологического мира и читает об этом лекции на конференции TED. Пожалуй, лучшего кандидата на реализацию концепции Yet найти было бы сложно. Вместе с Mediated Matter Оксман создала инсталляцию из трех стеклянных колонн с перемещающимися внутри световыми модулями. Колонны были напечатаны с помощью 3D-принтера, разработанного учеными из MIT (печать с использованием стекла долгое время оставалась проблемой из-за его высокой температуры плавления). «Мы решили соединить один из древнейших материалов, известный еще в Древнем Египте, и одну из самых передовых технологий современности», — рассказала на презентации Оксман.

Все проекты можно увидеть в выставочном пространстве Миланской триеннале до 9 апреля, когда закончится ежегодная миланская неделя дизайна, в рамках которой проходит мебельный салон I Salone и ряд других выставок достижений современных дизайнеров.

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+