18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Арт-кар в действии

№52
Материал из газеты

После семи лет ожидания очередной арт-кар BMW вышел на гоночную трассу. Автомобиль с огромной красной точкой на крыше, расписанный Джоном Балдессари, не только выдержал 24 часа на треке в Дейтона-Бич, но и финишировал восьмым

Серия уникальных арт-каров BMW — это еще один способ опровергнуть привычную мысль о том, что искусство — это картина на стене или скульптура в саду. То, что оригинальное воплощение творческой мысли на колесах с легкостью может продержаться целые сутки на треке, BMW доказала в последний уик-энд января в гоночном безумии в Дейтона-Бич во Флориде — 24-часовой гонке Rolex 24 at Daytona. Свежий арт-кар от легенды концептуализма Джона Балдессари сражался за лидерство в самой известной американской гонке от заката до рассвета, давая испытать себя на прочность и доказывая, что экспонаты коллекции способны покорять и музейные пространства, и трассы.

Расписанный Балдессари арт-кар BMW на старте знаменитой трассы в Дейтоне, безусловно, выделялся из общей массы. Идея художника состояла в том, чтобы не только фанаты на трибунах, но и зрители во время трансляции смогли наслаждаться эстетической составляющей арт-кара. Балдессари признался, что в детстве следил за ходом таких соревнований и этот опыт позволил ему сделать автомобиль по-настоящему заметным: «Вспоминая, как я смотрел гонки в детстве, я понял, что их всегда снимают сверху. Так я решил, что огромная красная точка на крыше позволит создать автомобиль, который гораздо проще отличить от других». К тому же цветные точки давно считаются визитной карточкой художника.

Любители скорости и адреналина стали подтягиваться к автодрому около 11 часов утра, но самое интересное началось с заходом солнца. Ночные заезды в Дейтоне — зрелище, достойное старых фильмов в жанре нуар: свет фар, огни освещения, моросящий дождь, мокрый асфальт, затихающий и вновь взрывающийся громом шум пролетающих автомобилей и постоянное чувство напряжения от происходящего. Несмотря на непогоду, накал страстей на трассе 24-часовой гонки Rolex 24 at Daytona не стихал до самого финала. Честь оказаться за рулем арт-кара BMW выпала четырем пилотам: британцам Александру Симу и Аугусто Фарфусу, канадцу Бруно Шпенглеру и американцу Биллу Оберлену.
После 652 кругов на треке арт-кар Балдессари пересек финишную линию восьмым. Это достойный результат для автомобиля. Прежде только двум представителям коллекции BMW Art Car удавалось добраться до финала 24-часовой гонки: BMW 320i Роя Лихтенштейна в 1977-м и BMW M1 Энди Уорхола в 1979-м.

Балдессари остался доволен итогом. Пионер американского концептуального искусства рассматривал участие в проекте как своего рода состязание: «Для меня серия BMW Art Car — поле для соревнования с художниками, которые уже участвовали в работе над коллекцией. Это можно сравнить с теми же гонками». Балдессари привлекла в первую очередь возможность создать «подвижный» арт-объект, не скованный стенами музея, которые художник не признает в принципе.

В качестве основы для 19-й по счету «движущейся скульптуры» был выбран BMW M6 GT3 — с 2016 года это официальная гоночная модель марки. Исторически начало арт-карам положили именно гонки. Вдохновителем и отцом-основателем коллекции BMW Art Сar можно считать французского гонщика и аукциониста Эрве Пулена. По его инициативе в 1975 году американский скульптор Александр Колдер расписал BMW 3.0 CSL — гоночный автомобиль, на котором выступал сам Пулен. Это было первое авто, объединившее в себе искусство и спорт, оно приняло участие в 24-часовой гонке в Ле-Мане. Восторженная реакция публики на «произведение искусства на колесах» вдохновила компанию создать целую коллекцию арт-каров. Следующим участником гонки «24 часа Ле-Мана» стал автомобиль, оформленный американским абстракционистом Фрэнком Стеллой. В творческой карьере страстного любителя автогонок эта работа заняла особое место: «Мой дизайн — это своего рода чертеж автомобиля на автомобиле». Стелла перенес на кузов черно-белую координатную сетку, которую часто использовал в своих ранних и поздних работах. Два следующих арт-кара, которые выступали на треке в Ле-Мане, доверили звездам поп-арта: в 1977 году — Рою Лихтенштейну, а в 1979-м — Энди Уорхолу. Последний в своей обычной манере пошел против правил и вместо того, чтобы, как остальные художники, сделать черновой вариант на уменьшенной модели, сразу приступил к работе и наносил краску сам, без помощи ассистентов. «Я постарался изобразить чувство скорости. Когда машина едет очень быстро, все линии и цвета становятся расплывчатыми», — комментировал Уорхол. Лихтенштейн же вдохновлялся тем, какой путь суждено пройти его арт-кару. Нарисованные линии символизировали дорогу, местность и даже отражение неба и солнца в зеркалах. В 1999 году не просто арт-кар, а почти арт-болид авторства Дженни Хольцер принял участие в отборочном этапе гонки в Ле-Мане, но был снят с заезда. А в ­2010-м после мировой премьеры в Центре Жоржа Помпиду в Париже в знаменитой гонке принял участие арт-кар нового поколения — BMW M3 GT2 в исполнении Джеффа Кунса. «Гоночные автомобили полны жизни, их чрезвычайная сила и энергия бьет ключом, — говорил Кунс. — И моя идея заключается только в одном — реализовать эту энергию в художественной форме».

Впрочем, есть в коллекции BMW Art Car и автомобили, которым не довелось ощутить гоночный драйв: это работы Эрнста Фукса, Эстер Малангу, Дэвида Хокни, Сезара Манрике, A.Р.Пенка, Сандро Киа, Роберта Раушенберга, Матадзо Каяма и Олафура Элиассона. Зато они прекрасно выполняют роль музейных сокровищ.

Для арт-каров со взмахом финального клетчатого флага ничего не заканчивается. Скоро на горизонте появится новый экземпляр в коллекции, и поклонников ждут новые выступления на гоночных трассах. Несмотря на порядковый номер, 19-й арт-кар Балдессари был представлен до премьеры 18-го автомобиля от китайской художницы Цао Фэй. BMW обещает, что ее творение зрители смогут оценить уже этим летом.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+