18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Искусство: истинное, дорогое или знаменитое

№52
Материал из газеты

В годы бума на арт-рынке искусство оказалось под угрозой быть оцененным только с точки зрения денег или успеха

Миллионные цены на произведения искусства, транслируемые с аукционных кафедр и страниц СМИ, провоцируют серьезные социально-экономические исследования о том, окончательно ли совпала материальная и символическая ценность искусства.

«Если речь идет об оценке бесценного, то бесконечность не предел. С этой точки зрения нынешние результаты аукционных торгов отражают все порой безнадежно преувеличенные, а порой не вполне оправданные надежды и ожидания, которые люди связывали и продолжают связывать с искусством». Изабель Грав (издатель журнала, критик) в своей книге, опубликованной на немецком языке в 2009 году и переведенной теперь на русский, размышляет о том, что лучше — стать дорогим рыночным художником или благородно делать искусство ради искусства, должны ли журналы о моде писать о художниках и как адекватно соотнести художественное качество с ценой в долларах или евро. Важнейший вывод — в том, что если прежде первичной была символическая стоимость произведения (его уникальность, духовность и, так сказать, шедевральность), а рыночная оценка рождалась на ее основе, то теперь работает и обратный процесс. И в подведение символической базы под высокие цены вовлечены (усилиями и средствами аукционных домов и галеристов) и музейщики, и академические ученые.

Среди главных героев книги — Гюстав Курбе, который первым понял, что политическая оппозиция может благоприятствовать рыночной стоимости искусства и что цены могут порождать символическую ценность. И Энди Уорхол, теоретик и практик культуры знаменитости, монетизировавший собственную личность. И конечно, современные художники — из них Изабель Грав особенно раздражает Андреас Гурски, именитый автор оцененных в миллионы фотографий магазинных полок. Некоторые главы книги довольно субъективны — но как иначе можно объяснить, почему работы одних художников стоят миллионы, а работы других, вроде бы не хуже, только тысячи долларов? Джеффа Кунса с его критикой консюмеризма в виде грандиозных собачек — надувных шаров автор уважает, а ту же критику в виде грудастых блондинок Джона Каррина считает тривиальной.

Арт-бум начала тысячелетия взвалил на художников тяжкое бремя обязанности быть успешными. Влияние, деньги, титулы, престиж — эти знаки успеха в образе «коммерчески успешного художника» сливаются воедино. И если каждый из нас с помощью психологов из социальных сетей кое-как преодолевает осознание собственной никчемности, современный художник вынужден ежесекундно подтверждать свою состоятельность — не только выставками и публикациями в СМИ, но и стоимостью работ. Коммерциализация художественного продукта становится громадной проблемой и впрямую влияет на сущность искусства. Кроме этого, в общем очевидного следствия давления рынка и «культуры знаменитости», автор отмечает еще несколько интереснейших особенностей нынешней эпохи.

В журналистике растет популярность рейтингов и «десяток лучших». Эти рейтинги, по мнению Грав, не только удовлетворяют потребность в иерархии мира искусства (которая все больше запутывается), но и показывают тенденцию к персонализации взглядов. Авторы «десяток» стремятся через них выразить себя, а имя комментатора нередко ценится выше сути комментария.

Арт-рынок является отличной иллюстрацией работы теневой экономики, функционирующей благодаря индивидуальным сделкам и неписаным законам. Но объявлять на основе этого арт-рынок криминальным, считает Грав, — значит идти на поводу измышлений. Стоит также помнить, что суждения рынка бывают ошибочны. И 10, и 20 лет назад было множество художников, снискавших краткий коммерческий успех, а потом забытых.

Автор дает свое объяснение невероятному интересу, который теперь вызывает искусство у зрителей любого социального статуса: мир искусства предлагает множество «привлекательных способов интеграции». Светские вечеринки на вернисажах и очереди на выставках — это знаки желания быть причастными к чему-то одновременно гламурному и высокодуховному. Ничего крепче этого коктейля современная действительность, кажется, не предлагает.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+