18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Константин Сомов вернулся с маркизами

№52
Материал из газеты

Большая выставка звезды Серебряного века открылась в петербургской KGallery. Предыдущая ретроспектива художника прошла в Русском музее полвека назад

Состав впечатляет: 121 произведение звезды Серебряного века. Живопись, ручная и печатная графика, книги, фарфор из собраний Государственного Русского музея, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, Музея-квартиры И.И.Бродского, Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме, а также из десятков частных зарубежных и российских коллекций. Плюс фотоархив, предоставленный наследниками Константина Сомова.

Предыдущая большая персональная выставка художника состоялась в Русском музее в 1969 году к его 100-летию. Казалось бы, постсоветские свободы, которые позволили несколько раз переиздать самое знаменитое сомовское произведение — «Книгу маркизы» с эротическими иллюстрациями, подвигали на большой выставочный проект. Но не складывалось, хотя Сомов — непременный участник всех показов, связанных как с объединением «Мир искусства», в создании которого он участвовал, так и всего, что относится к культуре Серебряного века.
В биографии художника важны три обстоятельства. Первое — генетика. Он родился в семье хранителя Эрмитажа, историка искусства Андрея Сомова. Второе — талант. Он успешно учился в петербургской Академии художеств у Ильи Репина и в Академии Коларосси в Париже. Третье — везение. В 1923 году он был назначен комиссаром «Русской выставки», которая выехала на длительные гастроли в США, и больше в СССР не возвращался. Нетрудно предположить, что ждало автора «Маркизы» в 1937-м, а может, и раньше.

В 2007 году картина Сомова «Радуга» (1927) была продана на русских торгах Christie’s в Лондоне за $7,4 млн. Сомов занял почетное 14-е место в списке самых дорогих художников, родившихся в России. Если честно отбросить тех, кто, как Марк Ротко, стал профессионалом на Западе, то Сомов войдет в десятку.

На петербургской выставке представлен более ранний вариант «Радуги», 1920 года. Еще одна значимая работа — «Обнаженный юноша». Это портрет Бориса Снежковского, спортсмена, парижского друга и модели Сомова для Дафниса при создании им иллюстраций к роману «Дафнис и Хлоя». Владелец картины Русский музей не рискнул бы ее показать — в частной же галерее это возможно. Любителям более традиционных портретов будут интересны живописные и графические изображения родственников и наследников художника, а также его петербургских и парижских друзей: Анны и Евгения Михайловых, Елизаветы Званцевой и Надежды Добычиной, Мефодия Лукьянова и Бориса Нольде. Акварель «Влюбленный Арлекин» прежде принадлежала известному парижскому коллекционеру Гаригу Басмаджяну. Разумеется, не обошлось и без «Книги Маркизы», она представлена всеми тремя — берлинским и петербургскими — изданиями, вышедшими в 1907 и 1918 годах.

KGallery
Константин Сомов
До 14 мая

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+