18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Умер Джеймс Розенквист

В Нью-Йорке скончался один из главных художников поп-арта

В прошедшую пятницу 31 марта скончался один из знаковых американских художников — Джеймс Розенквист. Он умер в возрасте 83 лет в своем доме в Нью-Йорке после долгой болезни.

Розенквист родился 29 ноября 1933 года в Гранд-Форксе в Северной Дакоте. Родители его были авиаторами-любителями и ездили по стране в поисках работы, осев в итоге в Миннесоте. С 1948 года он обучается сначала в Школе искусств Миннеаполиса, а затем в 1952–1954 годах — в Университете Миннесоты. В 1953 году на время летних каникул он нанимается художником-оформителем и рисует вывески бензоколонок и элеваторов. В 1955-м Розенквист переезжает в Нью-Йорк, где получает годовую стипендию Студенческой лиги искусств. Он знакомится как с абстрактными экспрессионистами Францем Клайном и Виллемом де Кунингом, так и с молодым поколением художников: Робертом Индианой, Джаспером Джонсом, Робертом Раушенбергом.

В 1957–1960 годах Розенквист расписывает рекламные щиты на Таймс-сквер, но увольняется после того, как двое коллег сорвались с канатов, на которых они были подвешены во время работы. Он снимает мастерскую в Нижнем Манхэттене вместе с Элсуортом Келли и Агнес Мартин, по соседству — Раушенберг и Джонс. По их примеру он начинает использовать в искусстве умения, полученные в рекламе. «Я прошел очень строгую школу — нужно было написать предмет так хорошо, чтобы его покупали, а не то меня бы уволили. Торт, бутылка виски, сигареты, голливудская звезда — все должно было быть равно идеально», — рассказывал он в интервью 2010 года. С двумя другими знаменитыми художниками поп-арта — Энди Уорхолом и Роем Лихтенштейном — он знакомится только в 1964-м.

В 1962 году в нью-йоркской Green Gallery состоялась первая персональная выставка Розенквиста, привлекшая большое внимание прессы, — все работы распроданы. Он участвует в выставке «Американцы-1963» в Музее современного искусства — важной экспозиции 1963 года, которой куратор Дороти Миллер знакомила публику с работами 15 художников.

В 1965 году Джеймс Розенквист приехал в Ленинград к художнику Евгению Рухину, с которым был знаком по переписке, — поступок, вполне характеризующий авантюрные черты его характера. Много лет затем Розенквист поддерживал семью Рухина, эмигрировавшую в США после трагической смерти советского нонконформиста, и хранил его работы.

Картины Розенквиста поражают своими размерами. Одна из самых известных, написанная в 1965 году F-111 состоит из 23 панелей протяженностью более 26 м. Картина, созданная во время войны во Вьетнаме, ярко иллюстрирует словосочетание «военно-промышленный комплекс»: изображение американского бомбардировщика в натуральную величину прерывается разнообразными фрагментами рекламы. Впервые она была показана на персональной выставке Розенквиста в галерее Лео Кастелли, после чего началось его сотрудничество с галеристом. Приобретенная в 1967 году, F-111 совершила европейское турне, в том числе в 1978 году демонстрировалась на Венецианской биеннале, что значительно повысило художественную репутацию Розенквиста за рубежом.

Первая ретроспективная выставка художника прошла в Национальной галерее Канады в Оттаве, а через четыре года, в 1972-м — в нью-йоркском Музее Уитни. Большой показ его работ состоялся в 1991 году в Москве в Центральном доме художника. В 2003-м Джеймс Розенквист удостоился ретроспективы в Музее Гуггенхайма. Весной 2009 года сгорела его студия во Флориде, при пожаре погибло значительное число работ.

В 2009 году вышла написанная Розенквистом автобиография «Живопись ниже нуля: заметки о жизни в искусстве». Последняя прижизненная выставка художника состоялась осенью 2016-го в Galerie Thaddaeus Ropac в Париже. Выставка в кельнском Музее Людвига запланирована на конец этого года.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+