Лиричный орденоносец в Русском музее

В залах Михайловского замка открылась выставка Георгия Верейского, приуроченная к 130-летию известного советского графика

Георгий Верейский. «Портрет Максимилиана Волошина». 1924. Литография. Государственный Русский музей
Георгий Верейский. «Портрет Максимилиана Волошина». 1924. Литография. Государственный Русский музей

К дате музей немного не успел: Георгий Верейский родился в 1886 году, умер в 1962-м. Харьковчанин по рождению, ученик и последователь Мстислава Добужинского, принятый в кругу «Мира искусства», хранитель отдела гравюры в Эрмитаже, авторитет для целого поколения ленинградских художников, автор канонических портретов деятелей культуры, партии и правительства — прежде всего он был виртуозным рисовальщиком и знатоком многих граверных техник.

Для Петербурга с его графическим культом Георгий Верейский — важный художник, однако нынешняя ретроспектива оказалась первой после многолетнего перерыва. В начале экспозиции представлены его живописные опыты, относящиеся к первым двум десятилетиям XX века. Интересно, что зимние и осенние пейзажи трактованы в постсимволистском ключе, зато соседствующие с ними яркие солнечные виды отличает постимпрессионистская манера.

В хорошо известных всем карандашных портретах мирискусников, выполненных на рубеже 1920-х годов, явно отзываются и Валентин Серов, и Константин Сомов — для Верейского оба эти художника важны на протяжении всей его жизни. В отделе рукописей Государственного Русского музея хранится частично вошедшая в каталог переписка с Александром Бенуа, завершающаяся 1959 годом. Работы Верейского в собрании музея происходят из двух основных источников: коллекций семьи художника и его друга, историка искусства Федора Нотгафта.

Экспозиция Георгия Верейского в Государственном Русском музее. Фото: Павел Герасименко
Экспозиция Георгия Верейского в Государственном Русском музее.
Фото: Павел Герасименко

По убеждению одного из авторов выставки, заведующей отделом рисунка Русского музея Натальи Козыревой, творческий облик художника далеко не исчерпывается официальными портретами вождей и деятелей культуры, сделанными им в 1940–1950-е годы. Нынешняя ретроспектива призвана изменить устоявшиеся представления о признанном советском авторе, чьи работы входили во все хрестоматии (хотя и оказались несколько подзабыты в последние десятилетия). Поэтому экспозиция сфокусирована на вещах более камерных: изображениях друзей, коллег, семьи, многочисленных пейзажах. Это удалось — образ художника стал интереснее, однако показанное на выставке разнообразие таланта обоюдоостро: кажется, Верейскому было все равно, что и как изображать. Перед нами автор изменчивого, или «протейского», типа, легко меняющий одну манеру на другую, точно так же, как он переходит между графическими техниками, потому что не знает предела его профессиональное совершенство.

Выделяются на выставке и обращают на себя особенное внимание четыре больших листа итальянским карандашом, датированные 1928 годом, — на них уютная повседневность, домашние занятия, собирающие семью за столом в круге света под абажуром. Их отличает энергичная и свободная манера, предельная обобщенность фигур. Это рисование в один прием, которое при всей ощутимой быстроте исполнения поэтизирует незыблемость домашнего уклада. Именно в таких работах по-настоящему чувствуется характер и склад натуры мастера, который закончит жизнь лауреатом Сталинской премии и кавалером ордена Трудового Красного Знамени, народным художником РСФСР, действительным членом Академии художеств.

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
5
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Марина Абрамович возвела в Бабьем Яре «Стену Плача» из кристаллов
Мемориал, посвященный холокосту, символически перекликается с иерусалимской Стеной Плача. Он был открыт на торжественной церемонии главами Украины, Германии и Израиля
08.10.2021
Марина Абрамович возвела в Бабьем Яре «Стену Плача» из кристаллов
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+