18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Лиричный орденоносец в Русском музее

В залах Михайловского замка открылась выставка Георгия Верейского, приуроченная к 130-летию известного советского графика

К дате музей немного не успел: Георгий Верейский родился в 1886 году, умер в 1962-м. Харьковчанин по рождению, ученик и последователь Мстислава Добужинского, принятый в кругу «Мира искусства», хранитель отдела гравюры в Эрмитаже, авторитет для целого поколения ленинградских художников, автор канонических портретов деятелей культуры, партии и правительства — прежде всего он был виртуозным рисовальщиком и знатоком многих граверных техник.

Для Петербурга с его графическим культом Георгий Верейский — важный художник, однако нынешняя ретроспектива оказалась первой после многолетнего перерыва. В начале экспозиции представлены его живописные опыты, относящиеся к первым двум десятилетиям XX века. Интересно, что зимние и осенние пейзажи трактованы в постсимволистском ключе, зато соседствующие с ними яркие солнечные виды отличает постимпрессионистская манера.

В хорошо известных всем карандашных портретах мирискусников, выполненных на рубеже 1920-х годов, явно отзываются и Валентин Серов, и Константин Сомов — для Верейского оба эти художника важны на протяжении всей его жизни. В отделе рукописей Государственного Русского музея хранится частично вошедшая в каталог переписка с Александром Бенуа, завершающаяся 1959 годом. Работы Верейского в собрании музея происходят из двух основных источников: коллекций семьи художника и его друга, историка искусства Федора Нотгафта.

По убеждению одного из авторов выставки, заведующей отделом рисунка Русского музея Натальи Козыревой, творческий облик художника далеко не исчерпывается официальными портретами вождей и деятелей культуры, сделанными им в 1940–1950-е годы. Нынешняя ретроспектива призвана изменить устоявшиеся представления о признанном советском авторе, чьи работы входили во все хрестоматии (хотя и оказались несколько подзабыты в последние десятилетия). Поэтому экспозиция сфокусирована на вещах более камерных: изображениях друзей, коллег, семьи, многочисленных пейзажах. Это удалось — образ художника стал интереснее, однако показанное на выставке разнообразие таланта обоюдоостро: кажется, Верейскому было все равно, что и как изображать. Перед нами автор изменчивого, или «протейского», типа, легко меняющий одну манеру на другую, точно так же, как он переходит между графическими техниками, потому что не знает предела его профессиональное совершенство.

Выделяются на выставке и обращают на себя особенное внимание четыре больших листа итальянским карандашом, датированные 1928 годом, — на них уютная повседневность, домашние занятия, собирающие семью за столом в круге света под абажуром. Их отличает энергичная и свободная манера, предельная обобщенность фигур. Это рисование в один прием, которое при всей ощутимой быстроте исполнения поэтизирует незыблемость домашнего уклада. Именно в таких работах по-настоящему чувствуется характер и склад натуры мастера, который закончит жизнь лауреатом Сталинской премии и кавалером ордена Трудового Красного Знамени, народным художником РСФСР, действительным членом Академии художеств.

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
5
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+