18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Загадочные элементы четвертого измерения Сальвадора Дали

№52
Материал из газеты

Выставка главного сюрреалиста проходит в петербургском Музее Фаберже

Любая выставка усатого каталонца, внушившего миру, что именно он и есть сюрреализм, обречена на внимание. Если на ней показаны еще и уникаты — обречена на успех. Если выставка открыта в России, где на стенах реализм, а в жизни — сплошной сюр, то на успех огромный.

Выставка в Музее Фаберже обладает всеми этими качествами. Прежде всего, это первый в Петербурге показ Сальвадора Дали в таком масштабе: 150 картин и графических листов, большая часть которых предоставлена фондом «Гала — Сальвадор Дали» в Фигерасе, а также разными музеями и частными коллекционерами. Главный куратор выставки Монсе Агер, директор Музеев Дали фонда, выставку задумал как диалог художника и старых мастеров.

Первый, а может быть, и главный хит — «Пейзаж с загадочными элементами» (1934). Фонд приобрел эту картину у частного коллекционера в 2011 году за $11 млн. Это была сенсация. Особенно если учесть, что аукционный рекорд на Дали ушел недалеко — $21,6 млн за «Портрет Поля Элюара». Он был установлен в том же году. Дали отсылает в этом пейзаже к своему кумиру — художнику № 1 в его табели о рангах, «всеобъемлющему сюрреалисту» Яну Вермееру. Точнее, к его картине «Аллегория живописи» из венского Музея истории искусства. На картине голландца художник пишет юную модель, возможно символ прогрессивных Нидерландов, рядом с картой страны. Главный персонаж у Дали, также художник, сидит перед моделью, завернутой в плотную драпировку, на фоне ампурданского поселка Порт-Льигат. Не мог Дали забыть и себя любимого, нарисовав ребенка в костюме моряка с няней. И еще неизвестно, кого изобразит художник. Может быть, именно морячка.

В 1945 году Дали создает серию иллюстраций к автобиографии Бенвенуто Челлини, универсала эпохи Ренессанса. В акварелях и рисунках чернилами, представленных на выставке, он уходит от канонического текста, создавая одним росчерком пера эффектное размышление на вечную тему: художник и модель.

Серия иллюстраций к «Божественной комедии» Данте, заказанная Дали в 1950 году к 700-летию поэта Государственным полиграфическим институтом Италии, привела к созданию 102 листов в разных техниках: акварель, гуашь, сангина и чернила. Позднее ровно 100 были воспроизведены в технике фотогравюры. Вся итоговая серия показана в Петербурге. Дантов ад по Дали — страшный, но естественный. Рай — эфемерный и невсамделишный.

В начале 1980-х Дали делает посвящения Микеланджело, в России прежде не выставлявшиеся. Возможно, смерть жены в 1982 году подвигла его на создание картины «Геологическое эхо. Пьета». Художник «вырезает» фигуры Девы Марии и Христа в скалистом пейзаже Кадакеса. На полотне «По мотивам „Головы Джулиано Медичи“ Микеланджело» объединяет классицистическое изображение мецената и сюрреалистический каменистый пейзаж.Выставку завершает картина «В поисках четвертого измерения». В отличие от физиков, Дали считал, что проникновение в четвертое измерение дарует бессмертие. Нужно небольшое усилие — заставить часы со смятым циферблатом показывать точное время. 

Музей Фаберже
Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик
До 2 июля

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+