Первая большая выставка Джорджо де Кирико в России откроется в Третьяковке

На выставке «Джорджо де Кирико. Метафизические прозрения» покажут более 100 работ предтечи сюрреализма из Великобритании, Италии, России, Франции и Швейцарии

Джорджо де Кирико. «Орфей — уставший трубадур». 1970. Холст, масло. Фото: Фонд Джорджо и Изы де Кирико, Рим
Джорджо де Кирико. «Орфей — уставший трубадур». 1970. Холст, масло.
Фото: Фонд Джорджо и Изы де Кирико, Рим

Как рассказала генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, экспозицию готовили полтора года и это первая в России персональная выставка де Кирико такого масштаба. На Крымском Валу покажут творчество художника начиная с середины 1910-х годов и заканчивая 1970-ми. Архитектором выставки выступил автор экспозиционного решения «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана» Сергей Чобан.

Предваряя вопрос о том, почему Третьяковская галерея показывает европейское искусство, Зельфира Трегулова пояснила, что, «когда в 1892 году Павел Михайлович Третьяков передавал в дар Москве Третьяковскую галерею, современное ему русское искусство было представлено в контексте западноевропейского, которое собирал его брат Сергей Михайлович Третьяков... Братья Третьяковы не отрывали русского искусства от европейского контекста, с которым оно всегда было тесно связано. Мы же стремились открыть искусство, которое в Москве и России не знают, и при этом показать очень важного для XX века художника».

Джорджо де Кирико . «Автопортрет в черном свитере». 1957. Картон, масло. Фото: Фонд Джорджо и Изы де Кирико, Рим
Джорджо де Кирико . «Автопортрет в черном свитере». 1957. Картон, масло.
Фото: Фонд Джорджо и Изы де Кирико, Рим

Строиться выставка будет не хронологически, а вокруг разделов, представляющих различные аспекты творчества Джорджо де Кирико, рассказала куратор экспозиции, ведущий научный сотрудник Третьяковской галереи Татьяна Горячева. В первом зрителей познакомят с понятием метафизической живописи, основателем которой был художник. Здесь соберут работы разных периодов, дающие представление о его любимых сюжетах: это и площади, и метафизические натюрморты, и безликие манекены, один из которых вынесен на афишу выставки. Второй раздел — «История и миф» — отразит свойственный де Кирико интерес к античной мифологии, проявлявшийся на всем его творческом пути. Еще одна часть выставки будет посвящена времени, когда де Кирико ненадолго оставил метафизическую живопись и увлекся старыми мастерами, чем заслужил проклятия сюрреалистов, воспринявших такой шаг как предательство. В этот раздел войдут в числе прочего его автопортреты, в которых он обращался к классической живописи, цитируя ее элементы. Будет и раздел, рассказывающий о работе художника в театре, экспонаты привезут из Италии и из британского Музея Виктории и Альберта. Здесь можно будет увидеть его костюмы к последней постановке балета «Бал» в антрепризе Сергея Дягилева 1929 года. Отдельная глава выставки, «Вечное возвращение», посвящена влиянию философских концепций на художника, который всю жизнь был увлечен Фридрихом Ницше, в частности его идеей вечного возвращения и цикличности времени. И еще один раздел, «Неометафизика», покажет позднее творчество де Кирико, в котором тот цитирует собственные ранние работы и, обращаясь к старым сюжетам, перерабатывает их, дополняя новыми деталями.

Живопись, графику, скульптуру, театральные костюмы, архивные материалы и фотографии на выставку предоставили Фонд Джорджо и Изы де Кирико, Музей нового и современного искусства Тренто и Роверето, Центр Жоржа Помпиду, Музей Виктории и Альберта, две работы дал ГМИИ им. А.С.Пушкина, а еще около 20 приедут из швейцарской частной коллекции.

Несколько картин де Кирико прибыли из Национальной галереи современного искусства в Риме, которой Третьяковская галерея, в свою очередь, даст произведения авангардистов для осенней выставки с участием других музеев. «Осенью этого года на волне интереса к России, связанного со 100-летием октябрьских событий 1917 года, мы планируем развернуть там выставку, на которой представим довольно большое количество работ из своего собрания», — рассказала Зельфира Трегулова на пресс-конференции.

Билеты на «Джорджо де Кирико. Метафизические прозрения» будут продавался онлайн и в кассах музея, причем дополнительная касса откроется в ГУМе. Старт продаж намечен на 31 марта. Посетители смогут приобрести билет только на выставку де Кирико, отдельный билет на выставку «Оттепель: лицом к будущему» и основную экспозицию музея или третий вариант, общий для двух выставок и основной экспозиции.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
5
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+