18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Люди все еще не знают и не понимают, что русское искусство ХХ века — это именно то, чем можно и нужно гордиться»

№51
Материал из газеты

Зельфира Трегулова, директор Государственной Третьяковской галереи, рассказала о том, что музей предпринимает для повышения посещаемости залов на Крымском Валу

Если вы бывали в Третьяковской галерее на Крымском Валу до 2015 года, то наверняка помните пустующий гардероб. В гигантских пространствах наших залов встречалось в лучшем случае человек десять. Почему? Прежде всего, мало кто отдавал себе отчет в том, что на Крымском Валу вообще есть Третьяковская галерея. Но эта проблема не главная и, можно сказать, решенная. Сейчас важно добиться другого, и дело не в посещаемости и доходах от билетов. Гигантский пласт русской культуры и русского искусства был и остается невостребованным. Люди просто не знают и не понимают, что ХХ век — это то, чем можно и нужно гордиться.

Долгое время русское искусство ассоциировалось только с Лаврушинским переулком, XIX веком, Шишкиным, Васнецовым, Репиным, в лучшем случае с Врубелем или Серовым. Меняться ситуация стала после Олимпиады 2014 года, когда русский авангард стал основой невероятной церемонии открытия. Концептуально об этом же — наш проект «Интенсив XX», реализованный в метро совместно с Департаментом транспорта Москвы. Однако для нас важно понимание, что брендированный поезд, запущенный по Кольцевой линии метро, оформление на станции «Парк культуры», специальные проездные билеты и многое другое — не реклама, призывающая прийти в здание музея на Крымском Валу. Как до этого люди представляли себе поезд Третьяковской галереи? Ведь уже был реализован в метро проект, когда вагоны украшали изображениями картин в рамах. Извините, по-моему, это чудовищно. Или репродукции на стенах. Тоже неинтересно. Но когда перед тобой фрагмент произведения с яркой цитатой, которая соотносится с сегодняшним днем, когда тебя ведут не в билетную кассу, а на сайт, где есть другие интересные материалы, — это уже не про рекламу, а про пробивание бреши в незнании людьми своей культуры.

Все, что мы делали последние два года, конечно же, апеллировало к новой для Третьяковской галереи аудитории. Если говорить о здании на Крымском Валу, то к молодым людям, которым ХХ век интереснее в первую очередь потому, что был он совсем недавно. При этом я убеждена, что наша целевая аудитория — это все. Когда в три часа ночи в метро мы открывали проект «Интенсив XX» и на перроне оркестр Башмета исполнял Стравинского и Шёнберга, я поймала себя на мысли, что давно не видела в Москве такой удивительной концентрации интеллектуальной элиты. При этом мы прекрасно понимали, что многие из тех, кто сядет на Кольцевой в поезд об искусстве ХХ века, не представляют себе, что такое «Черный квадрат» Малевича. Поэтому нашей задачей было сделать проект, который был бы одинаково интересен и людям очень хорошо образованным, привыкшим размышлять и рефлексировать, и тем, кто в первый раз сталкивается с предложенным материалом. Не менее важно, что «Интенсив XX» не закончится на авангарде. В середине февраля экспозиция в метро сменилась 1930-ми, 1940-ми, 1950-ми годами, два месяца все оформление будет связано с этими периодами. После этого мы покажем в подземке современное искус­ство, нонконформизм, искусство 1970-х и 1980-х.

Говоря о «рекламных технологиях», могу заверить: продолжение проекта в метро будет не менее ярким и эмоциональным, с тантамаресками, билетиками и прочим. Однако цель наша, повторюсь, не развлечение, а вовлечение людей в историю. Это важно, потому что опыт взаимодействия с искусством, с законами креативности, если мы говорим про ХХ век, — уникальный. Его нельзя получить нигде, даже в интернет-пространстве.

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
5
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
6
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
7
Сергей Коненков: место на пьедестале
150-летие скульптора Сергея Коненкова заставляет пристальнее всмотреться в его богатую крутыми поворотами и тайнами биографию и по-новому оценить работы
26.09.2024
Сергей Коненков: место на пьедестале
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+