«Люди все еще не знают и не понимают, что русское искусство ХХ века — это именно то, чем можно и нужно гордиться»

№51, март 2017
№51
Материал из газеты

Зельфира Трегулова, директор Государственной Третьяковской галереи, рассказала о том, что музей предпринимает для повышения посещаемости залов на Крымском Валу

Зельфира Трегулова в брендированном поезде Московского метро «Интенсив XX»
Зельфира Трегулова в брендированном поезде Московского метро «Интенсив XX»

Если вы бывали в Третьяковской галерее на Крымском Валу до 2015 года, то наверняка помните пустующий гардероб. В гигантских пространствах наших залов встречалось в лучшем случае человек десять. Почему? Прежде всего, мало кто отдавал себе отчет в том, что на Крымском Валу вообще есть Третьяковская галерея. Но эта проблема не главная и, можно сказать, решенная. Сейчас важно добиться другого, и дело не в посещаемости и доходах от билетов. Гигантский пласт русской культуры и русского искусства был и остается невостребованным. Люди просто не знают и не понимают, что ХХ век — это то, чем можно и нужно гордиться.

Долгое время русское искусство ассоциировалось только с Лаврушинским переулком, XIX веком, Шишкиным, Васнецовым, Репиным, в лучшем случае с Врубелем или Серовым. Меняться ситуация стала после Олимпиады 2014 года, когда русский авангард стал основой невероятной церемонии открытия. Концептуально об этом же — наш проект «Интенсив XX», реализованный в метро совместно с Департаментом транспорта Москвы. Однако для нас важно понимание, что брендированный поезд, запущенный по Кольцевой линии метро, оформление на станции «Парк культуры», специальные проездные билеты и многое другое — не реклама, призывающая прийти в здание музея на Крымском Валу. Как до этого люди представляли себе поезд Третьяковской галереи? Ведь уже был реализован в метро проект, когда вагоны украшали изображениями картин в рамах. Извините, по-моему, это чудовищно. Или репродукции на стенах. Тоже неинтересно. Но когда перед тобой фрагмент произведения с яркой цитатой, которая соотносится с сегодняшним днем, когда тебя ведут не в билетную кассу, а на сайт, где есть другие интересные материалы, — это уже не про рекламу, а про пробивание бреши в незнании людьми своей культуры.

Посвященный искусству ХХ века поезд ходит по Кольцевой линии Московского метро
Посвященный искусству ХХ века поезд ходит по Кольцевой линии Московского метро

Все, что мы делали последние два года, конечно же, апеллировало к новой для Третьяковской галереи аудитории. Если говорить о здании на Крымском Валу, то к молодым людям, которым ХХ век интереснее в первую очередь потому, что был он совсем недавно. При этом я убеждена, что наша целевая аудитория — это все. Когда в три часа ночи в метро мы открывали проект «Интенсив XX» и на перроне оркестр Башмета исполнял Стравинского и Шёнберга, я поймала себя на мысли, что давно не видела в Москве такой удивительной концентрации интеллектуальной элиты. При этом мы прекрасно понимали, что многие из тех, кто сядет на Кольцевой в поезд об искусстве ХХ века, не представляют себе, что такое «Черный квадрат» Малевича. Поэтому нашей задачей было сделать проект, который был бы одинаково интересен и людям очень хорошо образованным, привыкшим размышлять и рефлексировать, и тем, кто в первый раз сталкивается с предложенным материалом. Не менее важно, что «Интенсив XX» не закончится на авангарде. В середине февраля экспозиция в метро сменилась 1930-ми, 1940-ми, 1950-ми годами, два месяца все оформление будет связано с этими периодами. После этого мы покажем в подземке современное искус­ство, нонконформизм, искусство 1970-х и 1980-х.

Говоря о «рекламных технологиях», могу заверить: продолжение проекта в метро будет не менее ярким и эмоциональным, с тантамаресками, билетиками и прочим. Однако цель наша, повторюсь, не развлечение, а вовлечение людей в историю. Это важно, потому что опыт взаимодействия с искусством, с законами креативности, если мы говорим про ХХ век, — уникальный. Его нельзя получить нигде, даже в интернет-пространстве.

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+