18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Размер не имеет значения

№51
Материал из газеты

Каталог к выставке в Пушкинском музее «Человек и его изображение в памятниках нумизматики от Античности до Нового времени» дает уникальный шанс открыть для себя целый пласт искусства, неочевидный из-за своего формата

Назвать внушительный (500 страниц) фолиант Heads and Tails / Tales and Bodies (игра слов, буквально в переводе с английского «головы и хвосты — истории и тела») каталогом было бы не совсем правильно. Хотя формально он и есть каталог — выставки «Наметив контуры резцом… Человек и его изображение в памятниках нумизматики от Античности до Нового времени», прошедшей в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в рамках Года Греции — России.

Книга включает в себя все 223 экспоната (197 монет, 26 образцов мелкой пластики, керамики и торевтики); как и полагается в каталоге, каждый из них снабжен необходимыми данными: аверс-реверс, датировка, размеры, провенанс, рекомендуемая литература. И чтобы оценить уникальность этого впечатляющего тома, изданного греческим Фондом содействия социальным и культурным программам (КИКПЕ), надо вернуться к самой выставке, собранной из вещей коллекции Пушкинского музея и афинского Музея Бенаки.

«Идея совместной нумизматической выставки возникла еще в 2012 году, — рассказал Сергей Коваленко, заместитель заведующего отделом нумизматики ГМИИ. — А позже, когда началась уже непосредственная работа над ней и греческие коллеги приехали и увидели наши античные залы со слепками, возникла мысль отказаться от стандартной практики музейного показа нумизматики и подать ее как памятник искусства. Выставленная среди слепков и античной мелкой пластики, она заиграла: те же позы, композиции».

Убедиться в этом читатель может благодаря десятку цветных фотографий с выставки, приведенных в конце каталога. Тема исследования при таком подходе тоже напрашивалась сама собой — изображение человека в миниатюрной пластике в разные эпохи, от Античности, Византии, средневековой Европы и исламского мира до Ренессанса и неоклассицизма.

В каталоге, над которым работали ведущие археологи и музейщики с греческой и российской сторон, сохранены разделы выставки: «Боги и герои», «Человеческий фактор», «Метаморфозы и персонификации», «Человеческие формы и художественные вызовы», «Распространение традиции антропоморфных изображений».

На этом выставочная история заканчивается, и начинается другая.

Тот, кто обычно в музеях лишь мимоходом, переходя из зала в зал, скользит взглядом по стендам с монетами и всякой другой мелочью, здесь откроет для себя неизведанный мир. И удивится тому, что монеты не только ценнейший исторический документ, но и большое искусство. Пусть и в миниатюре. Что оно, как и искусство больших форм, реагирует на смену вкусов и стилей: обнаженные тела идеальных пропорций на античных монетах с приходом христианства сменяются сложными драпировками, скрывающими любые намеки на телесность, объем и пластика уступают место геральдической графичности в раннем Средневековье. Гравер, ограниченный резцом и крохотным пространством, точно так же, как живописцы или скульпторы, стремился к портретному сходству исторических личностей, давал волю фантазии, изображая мифических персонажей или окружающий мир. И даже подражал великим мастерам своего времени.

Все это понимаешь, взяв в руки каталог, который именно с этой целью начинается с подборки великолепных цветных фотографий отдельных многократно увеличенных экспонатов: монет, мелкой античной пластики, фаюмских портретов и византийских икон. Даже мозаики дают материал для сравнения и обнаружения сходства, порой самого неожиданного. Дальше читателя ждут историко-художественные комментарии, написанные живым (к счастью!), а не научным языком. А в конце каталога собраны статьи российских и греческих исследователей на тему человека в искусстве разных эпох — от первобытной до наполеоновской. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+