Они и мы: десять сюжетов выставки «Лицом к будущему»

№51, март 2017
№51
Материал из газеты

Три вопроса, два пути и главный урок выставки «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968» в ГМИИ. Экхарт Гиллен, один из кураторов, рассказал о концепции выставки, а мы отобрали самые впечатляющие сюжеты, ее иллюстрирующие

Экхарт Гиллен, один из кураторов выставки. Photo: FRANEK STRZESZEWSK
Экхарт Гиллен, один из кураторов выставки. Photo: FRANEK STRZESZEWSK

Эта выставка началась с идеи, что Европа была едина, несмотря на железный занавес. Все привыкли думать, что были только свободная абстракция и социалистический реализм, но это далеко не так, стоит только немного попутешествовать и посмотреть музеи в Москве, Варшаве и так далее. Может быть, в Восточной Германии соцреализм был влиятелен, но если взять работы молодых тогда польских художников, то уже в 1955 году они сделаны без оглядки на соцреализм и в них есть меланхолия и память о произошедшей катастрофе. Это был конец монополии соцреализма. Против воли политиков художники по обе стороны разбивали эту границу, они были пионерами общественного сознания.

Второй важный вопрос: возможно ли искусство после Освенцима? Искусство не могло продолжать существовать как прежде: оно не смогло предотвратить ту человеческую катастрофу, то самоубийство цивилизации. Многие художники это понимали, поэтому вы видите такое множество работ, которые разрушают традиционные формы. Это обожженные холсты, это распад изобразительного языка.

Дальше возникает вопрос: как продолжать заниматься искусством? И тут было два пути. Первый — идеализм. Такой, как у группы Zero и других объединений подобного рода. Это попытка начать с нуля, увидеть образ будущего, связанный с космосом. Запуск советского спутника — это было очень важно! Эти художники позитивны, они технологичны, они полны энергии. Второй путь — новый реализм или реализмы. Искусство, которое выходит на улицы, берет готовые объекты — афиши… Или, например, у нас на выставке есть фильм 1955 года, в нем использована советская документальная съемка Аушвица сразу после освобождения, которая потрясла всех. Возникает политическое искусство, концептуальное искусство. Выставка завершается 1968 годом — это рубеж, когда появились новые ортодоксальные политические силы, которые прервали эпоху и сам дух эксперимента. Не зря это время расцвета активизма, акционизма. Это эпоха протеста и конфронтации, критических дебатов об искусстве.

Если вы спросите, что сейчас важно в той эпохе, какой урок мы можем извлечь, я отвечу: мы и сейчас нуждаемся в художниках. В таких, которые не вовлечены напрямую в политику или экономику. Когда художники не работают на рынок и сосредоточены на внутреннем мире, они часто открывают и понимают новое, представляют то, что происходит, то, что зачастую нам неприятно, то, что нас беспокоит. Очень важно, чтобы искусство было таким вот беспокоящим.

Экхарт Гиллен


Бернар Бюффе. «Два обнаженных мужчины». 1947
Элий Белютин. «1945, или Три месяца после войны». После 1945
Бернар Бюффе. «Два обнаженных мужчины». 1947
Элий Белютин. «1945, или Три месяца после войны». После 1945

Экзистенциалисты, или «В семь часов вечера после войны»

Две картины написаны в одно время, и, несмотря на различие манер, их сближает тема: один мужчина играет на гармошке на балконе, другие загорают на крыше. Трудно сказать, чего тут больше — экзистенциального одиночества или счастливого безделья, когда война наконец окончена и можно передохнуть.


Вилли Зитте. «Резня». 1959
Вернер Тюбке. «Реквием». 1965
Виктор Попков. «Он им не завидует». 1962
Вилли Зитте. «Резня». 1959
Вернер Тюбке. «Реквием». 1965
Виктор Попков. «Он им не завидует». 1962

Живые и мертвые

Сцены резни, расстрелов и казней мирных жителей художники трактуют по-разному: или с почти документальной дотошностью, или пытаясь найти условный язык для изображения трагедии.


Антонио Саура. «Множество». 1959
Очки жертв, замученных в концлагере Аушвиц. 1945 г.
Антонио Саура. «Множество». 1959
Очки жертв, замученных в концлагере Аушвиц. 1945 г.

Умноженная смерть

Собрания однотипных предметов, кучи мусора и другие подобные изображения имеют подоплекой, пусть и не всегда очевидной, жуткие образы массовых казней, сваленные в гигантские кучи человеческие останки. Не в силах говорить впрямую об этой катастрофе, художники используют вещи-метафоры.


Алина Шапошников. «Эксгумированный». 1954–1955
Вадим Сидур. «Инвалид». 1962
Осип Цадкин. «Разрушенный город». 1947
Алина Шапошников. «Эксгумированный». 1954–1955
Вадим Сидур. «Инвалид». 1962
Осип Цадкин. «Разрушенный город». 1947

Страдающее тело

Тела инвалидов, заполнивших Европу после войны, изменили и сам язык скульп­туры, поверхность которой становится израненной, а формы — будто искореженными от боли.


Вернер Тюбке. «Бригада социалистической молодежи». 1961
Ханс Майер-Форейт. «В музее». 1961
Вернер Тюбке. «Бригада социалистической молодежи». 1961
Ханс Майер-Форейт. «В музее». 1961

Заседание парткома, или Старые мастера соцреализма

В рядах соцреалистов можно было встретить и художников, ориентировавшихся на старых мастеров или кинематограф неореализма, и тех, кто видел в реализме адекватный социальным проблемам художественный язык.


Дмитрий Краснопевцев. «Завернутые и завязанные предметы». 1963
Христо. «Сверток». 1963
Дмитрий Краснопевцев. «Завернутые и завязанные предметы». 1963
Христо. «Сверток». 1963

Упакованная тайна

Фигура умолчания, невозможность впрямую говорить о травматическом опыте, сделала популярным мотив чего-то, что только угадывается под покровами.


Пабло Пикассо. «Голубь». 9 января 1949
Ольга Семашкова. Плакат «V Международный фестиваль молодежи и студентов за мир и дружбу. Варшава. 1955»
Харальд Мецкес. «Мертвый голубь». 1956
Пабло Пикассо. «Голубь». 9 января 1949
Ольга Семашкова. Плакат «V Международный фестиваль молодежи и студентов за мир и дружбу. Варшава. 1955»
Харальд Мецкес. «Мертвый голубь». 1956

«Летите, голуби, летите»

Пикассо был далеко не первым, кто использовал изображение голубя как символ мира, однако именно нарисованная им птица стала наиболее популярной в послевоенное время, и особенно в СССР — достаточно вспомнить песню «Летите, голуби, летите».


Фернан Леже. «Строители с алоэ». 1951
Александр Деийнека. Эскиз к мозаике «Мирное строительство». 1959–1960
Обложка журнала «СССР на стройке». 1949
Фернан Леже. «Строители с алоэ». 1951
Александр Деийнека. Эскиз к мозаике «Мирное строительство». 1959–1960
Обложка журнала «СССР на стройке». 1949

Мирное строительство

Серия знаменитых картин Фернана Леже со строителями была вдохновлена в том числе журналом «СССР на стройке», а Александр Дейнека стремился к почти буквализму, изображая восстановление советских городов после войны.


Илья Кабаков. «Автомат и цыплята». 1966
Группа Equipo Realidad (Жоан Кардельс, Хорхе Бальестер). «Божественные пропорции». 1967
Илья Кабаков. «Автомат и цыплята». 1966
Группа Equipo Realidad (Жоан Кардельс, Хорхе Бальестер). «Божественные пропорции». 1967

Меткий концептуализм

Война во Вьетнаме вызвала расцвет пацифистского протестного искусства, с которым выходили на мирные демонстрации или, как в СССР, иронически осмысляли политику в своих закрытых от чужих глаз мастерских.


Жан Фотрие. «Голова заложника номер 3». 1945
Владимир Татлин. «Мясо». 1947
Жан Фотрие. «Голова заложника номер 3». 1945
Владимир Татлин. «Мясо». 1947

Пушечное мясо

Даже в обычном натюрморте, и так по определению изображающем мертвую натуру, появляется особый надрыв.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+