Они и мы: десять сюжетов выставки «Лицом к будущему»

№51, март 2017
№51
Материал из газеты

Три вопроса, два пути и главный урок выставки «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968» в ГМИИ. Экхарт Гиллен, один из кураторов, рассказал о концепции выставки, а мы отобрали самые впечатляющие сюжеты, ее иллюстрирующие

Экхарт Гиллен, один из кураторов выставки. Photo: FRANEK STRZESZEWSK
Экхарт Гиллен, один из кураторов выставки. Photo: FRANEK STRZESZEWSK

Эта выставка началась с идеи, что Европа была едина, несмотря на железный занавес. Все привыкли думать, что были только свободная абстракция и социалистический реализм, но это далеко не так, стоит только немного попутешествовать и посмотреть музеи в Москве, Варшаве и так далее. Может быть, в Восточной Германии соцреализм был влиятелен, но если взять работы молодых тогда польских художников, то уже в 1955 году они сделаны без оглядки на соцреализм и в них есть меланхолия и память о произошедшей катастрофе. Это был конец монополии соцреализма. Против воли политиков художники по обе стороны разбивали эту границу, они были пионерами общественного сознания.

Второй важный вопрос: возможно ли искусство после Освенцима? Искусство не могло продолжать существовать как прежде: оно не смогло предотвратить ту человеческую катастрофу, то самоубийство цивилизации. Многие художники это понимали, поэтому вы видите такое множество работ, которые разрушают традиционные формы. Это обожженные холсты, это распад изобразительного языка.

Дальше возникает вопрос: как продолжать заниматься искусством? И тут было два пути. Первый — идеализм. Такой, как у группы Zero и других объединений подобного рода. Это попытка начать с нуля, увидеть образ будущего, связанный с космосом. Запуск советского спутника — это было очень важно! Эти художники позитивны, они технологичны, они полны энергии. Второй путь — новый реализм или реализмы. Искусство, которое выходит на улицы, берет готовые объекты — афиши… Или, например, у нас на выставке есть фильм 1955 года, в нем использована советская документальная съемка Аушвица сразу после освобождения, которая потрясла всех. Возникает политическое искусство, концептуальное искусство. Выставка завершается 1968 годом — это рубеж, когда появились новые ортодоксальные политические силы, которые прервали эпоху и сам дух эксперимента. Не зря это время расцвета активизма, акционизма. Это эпоха протеста и конфронтации, критических дебатов об искусстве.

Если вы спросите, что сейчас важно в той эпохе, какой урок мы можем извлечь, я отвечу: мы и сейчас нуждаемся в художниках. В таких, которые не вовлечены напрямую в политику или экономику. Когда художники не работают на рынок и сосредоточены на внутреннем мире, они часто открывают и понимают новое, представляют то, что происходит, то, что зачастую нам неприятно, то, что нас беспокоит. Очень важно, чтобы искусство было таким вот беспокоящим.

Экхарт Гиллен


Бернар Бюффе. «Два обнаженных мужчины». 1947
Элий Белютин. «1945, или Три месяца после войны». После 1945
Бернар Бюффе. «Два обнаженных мужчины». 1947
Элий Белютин. «1945, или Три месяца после войны». После 1945

Экзистенциалисты, или «В семь часов вечера после войны»

Две картины написаны в одно время, и, несмотря на различие манер, их сближает тема: один мужчина играет на гармошке на балконе, другие загорают на крыше. Трудно сказать, чего тут больше — экзистенциального одиночества или счастливого безделья, когда война наконец окончена и можно передохнуть.


Вилли Зитте. «Резня». 1959
Вернер Тюбке. «Реквием». 1965
Виктор Попков. «Он им не завидует». 1962
Вилли Зитте. «Резня». 1959
Вернер Тюбке. «Реквием». 1965
Виктор Попков. «Он им не завидует». 1962

Живые и мертвые

Сцены резни, расстрелов и казней мирных жителей художники трактуют по-разному: или с почти документальной дотошностью, или пытаясь найти условный язык для изображения трагедии.


Антонио Саура. «Множество». 1959
Очки жертв, замученных в концлагере Аушвиц. 1945 г.
Антонио Саура. «Множество». 1959
Очки жертв, замученных в концлагере Аушвиц. 1945 г.

Умноженная смерть

Собрания однотипных предметов, кучи мусора и другие подобные изображения имеют подоплекой, пусть и не всегда очевидной, жуткие образы массовых казней, сваленные в гигантские кучи человеческие останки. Не в силах говорить впрямую об этой катастрофе, художники используют вещи-метафоры.


Алина Шапошников. «Эксгумированный». 1954–1955
Вадим Сидур. «Инвалид». 1962
Осип Цадкин. «Разрушенный город». 1947
Алина Шапошников. «Эксгумированный». 1954–1955
Вадим Сидур. «Инвалид». 1962
Осип Цадкин. «Разрушенный город». 1947

Страдающее тело

Тела инвалидов, заполнивших Европу после войны, изменили и сам язык скульп­туры, поверхность которой становится израненной, а формы — будто искореженными от боли.


Вернер Тюбке. «Бригада социалистической молодежи». 1961
Ханс Майер-Форейт. «В музее». 1961
Вернер Тюбке. «Бригада социалистической молодежи». 1961
Ханс Майер-Форейт. «В музее». 1961

Заседание парткома, или Старые мастера соцреализма

В рядах соцреалистов можно было встретить и художников, ориентировавшихся на старых мастеров или кинематограф неореализма, и тех, кто видел в реализме адекватный социальным проблемам художественный язык.


Дмитрий Краснопевцев. «Завернутые и завязанные предметы». 1963
Христо. «Сверток». 1963
Дмитрий Краснопевцев. «Завернутые и завязанные предметы». 1963
Христо. «Сверток». 1963

Упакованная тайна

Фигура умолчания, невозможность впрямую говорить о травматическом опыте, сделала популярным мотив чего-то, что только угадывается под покровами.


Пабло Пикассо. «Голубь». 9 января 1949
Ольга Семашкова. Плакат «V Международный фестиваль молодежи и студентов за мир и дружбу. Варшава. 1955»
Харальд Мецкес. «Мертвый голубь». 1956
Пабло Пикассо. «Голубь». 9 января 1949
Ольга Семашкова. Плакат «V Международный фестиваль молодежи и студентов за мир и дружбу. Варшава. 1955»
Харальд Мецкес. «Мертвый голубь». 1956

«Летите, голуби, летите»

Пикассо был далеко не первым, кто использовал изображение голубя как символ мира, однако именно нарисованная им птица стала наиболее популярной в послевоенное время, и особенно в СССР — достаточно вспомнить песню «Летите, голуби, летите».


Фернан Леже. «Строители с алоэ». 1951
Александр Деийнека. Эскиз к мозаике «Мирное строительство». 1959–1960
Обложка журнала «СССР на стройке». 1949
Фернан Леже. «Строители с алоэ». 1951
Александр Деийнека. Эскиз к мозаике «Мирное строительство». 1959–1960
Обложка журнала «СССР на стройке». 1949

Мирное строительство

Серия знаменитых картин Фернана Леже со строителями была вдохновлена в том числе журналом «СССР на стройке», а Александр Дейнека стремился к почти буквализму, изображая восстановление советских городов после войны.


Илья Кабаков. «Автомат и цыплята». 1966
Группа Equipo Realidad (Жоан Кардельс, Хорхе Бальестер). «Божественные пропорции». 1967
Илья Кабаков. «Автомат и цыплята». 1966
Группа Equipo Realidad (Жоан Кардельс, Хорхе Бальестер). «Божественные пропорции». 1967

Меткий концептуализм

Война во Вьетнаме вызвала расцвет пацифистского протестного искусства, с которым выходили на мирные демонстрации или, как в СССР, иронически осмысляли политику в своих закрытых от чужих глаз мастерских.


Жан Фотрие. «Голова заложника номер 3». 1945
Владимир Татлин. «Мясо». 1947
Жан Фотрие. «Голова заложника номер 3». 1945
Владимир Татлин. «Мясо». 1947

Пушечное мясо

Даже в обычном натюрморте, и так по определению изображающем мертвую натуру, появляется особый надрыв.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
6
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
7
Королева Елизавета II и ее предпочтения в искусстве
Платиновый юбилей, или 70-летие, царствования королевы Елизаветы II, пик празднований которого пришелся на июнь, привлек новую волну внимания к личности монарха, которому простительно быть выше вкуса
26.07.2022
Королева Елизавета II и ее предпочтения в искусстве
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+