Открывая Россию

№51, март 2017
№51
Материал из газеты

Завтра в музее «Гараж» и Парке Горького откроется Первая триеннале российского современного искусства

«При(м)знаки» (2016) Ашота Бабыкина, члена владивостокского объединения «33+1», войдут в раздел «Мастер-фигура» наряду с работами других художников объединения. Courtesy of the artist
«При(м)знаки» (2016) Ашота Бабыкина, члена владивостокского объединения «33+1», войдут в раздел «Мастер-фигура» наряду с работами других художников объединения. Courtesy of the artist

Шесть кураторов «Гаража» объехали более 40 городов, встретились с двумя сотнями художников и отобрали почти 70 героев, в том числе авторские коллективы. Выставка ставит перед собой амбициозную задачу показать художественную ситуацию в стране, которая описывается в нескольких разделах-«директориях»: «Мастер-фигура», «Авторские мифологии», «Верность месту», «Общий язык», «Искусство действия», «Морфология улиц» и «Локальные истории искусства». Кураторы триеннале рассказывают, как происходил отбор художников и анализ современной российской художественной сцены.

Швейный кооператив «Швемы» (Санкт-Петербург). Документация перформанса «12-часовой рабочий день». 2016. Раздел «Искусство действия». Courtesy of the artist
Швейный кооператив «Швемы» (Санкт-Петербург). Документация перформанса «12-часовой рабочий день». 2016. Раздел «Искусство действия». Courtesy of the artist

1. Как строится выставка в «Гараже»?

ТАТЬЯНА ВОЛКОВА:

Выставка отталкивается от семи векторов (мы еще называем их «директориями»), выявленных в процессе кураторских исследований с целью создать некую матрицу, позволяющую нам продемонстрировать все разнообразие художественных практик. Экспозиция займет площадь около 2 тыс. кв. м и будет состоять из работ почти 70 авторов и авторских коллективов, и это будет первым в истории музея столь масштабным показом российского искусства.

Для нас важно представить то, что не было доступно широкой публике раньше. «Мастер-фигуры» — это только один из векторов, на которых строится выставка, другим вектором станет, например, платформа «Локальные истории искусства», которая позволит познакомиться с процессами, происходящими на региональных художественных сценах, о которых мы все так мало знаем. Важной частью триеннале также является большая программа дискуссионных и перформативных событий, призванная показать явления, не поддающиеся традиционной выставочной репрезентации.

Сергей Потеряев (Екатеринбург). Из серии «Старая Утка». 2013. Courtesy of the artist
Сергей Потеряев (Екатеринбург). Из серии «Старая Утка». 2013. Courtesy of the artist

2. Кураторы триеннале выбирали среди художников мастер-фигуры. Что под этим подразумевается и кто эти люди?

ЕКАТЕРИНА ИНОЗЕМЦЕВА:

Мастер-фигура — это художник, чье влияние распространяется далеко за пределы его физического присутствия и места жительства. Название раздела позаимствовано у историка Алексея Юрчака. Для Юрчака мастер-фигурой советской эпохи был Сталин, контролировавший любые виды общения с помощью «авторитетного слова», не предполагавшего критики. Художников этого раздела можно назвать носителями «авторитетного художественного языка». Они влияют на практики в регионах, формируют идеалы искусства у молодежи, дают пример успешной карьеры. Иногда мастер-фигуры воспринимаются как послы современности в широком смысле, противостоящие инерции официального и коммерческого искусства вдали от культурных центров. Такова роль Павла Аксенова в Ижевске, Ильгизара Хасанова в Казани, Павла Шугурова во Владивостоке. Другие художники этого раздела настолько преданы своим темам и методам, что стали синонимами целых направлений в искусстве (Дмитрий Булатов — главный эксперт и практик science art, Андрей Монастырский — эпоха в московском концептуализме). Идеи Анатолия Осмоловского о том, как искусство должно взаимодействовать с обществом, оказывают влияние на художников по всей России. Дмитрий Александрович Пригов в путешествиях по разным городам страны служил вестником новых тенденций в искусстве и литературе. Для многих нестоличных зрителей его выступления были первой встречей с текстовым коллажем, перформансом, постмодернистской иронией и другими приемами, ключевыми для современного художественного процесса. В общем, художники раздела обеспечивают связность и взаимопроникновение идей на огромной территории.

Антон Забродин. «Ирония как ландшафт». 2015. Работы родившегося в Калининграде художника зрители увидят в разделе «Общий язык», куда вошли авторы, интегрированные в глобальную систему современной культуры. Courtesy of the artist
Антон Забродин. «Ирония как ландшафт». 2015. Работы родившегося в Калининграде художника зрители увидят в разделе «Общий язык», куда вошли авторы, интегрированные в глобальную систему современной культуры. Courtesy of the artist

3. Почему было принято решение организовать триеннале именно российского искусства? Почему выбран именно такой формат?

САША ОБУХОВА:

В России, и в частности в Москве, проходит много международных выставок современного искусства: Московская биеннале современного искусства, Московская международная биеннале молодого искусства, Фотобиеннале. Они с двухгодичным ритмом показывают зрителю состояние современного искусства в мире, ориентируясь на глобальный контекст и иногда ограничивая отбор художников возрастом, технологией или стилем их работы. Задачей кураторов Музея современного искусства «Гараж» было сфокусироваться на искусстве России, чтобы понять, что происходит в современном искусстве страны.

Групповых выставок российского искусства тоже открывается немало. Но они преимущественно формируются вокруг выбранной куратором темы. В нашем случае было интересно посмотреть на актуальную художественную ситуацию России в целом, собрать лучшие силы отечественного арт-мира, охватив все регионы страны. Более того, директор «Гаража» Антон Белов и главный куратор Кейт Фаул предложили сделать этот смотр регулярным. Оптимальным периодом аналитического мониторинга нам представились (почти чеховские) три года — время, когда созревает новое, закрепляется уже состоявшееся, когда перемены зримы и необратимы.

Антон Забродин. «Ирония как ландшафт». 2015. Работы родившегося в Калининграде художника зрители увидят в разделе «Общий язык», куда вошли авторы, интегрированные в глобальную систему современной культуры. Courtesy of the artist
Антон Забродин. «Ирония как ландшафт». 2015. Работы родившегося в Калининграде художника зрители увидят в разделе «Общий язык», куда вошли авторы, интегрированные в глобальную систему современной культуры. Courtesy of the artist

4. Как возникла идея показывать художников именно в рамках семи направлений?

ИЛЬМИРА БОЛОТЯН:

Когда все вернулись из своих поездок и стали рассказывать друг другу интереснейшие истории о регионах, где они никогда не бывали раньше, и показывать фотографии работ художников, оказалось, что нет какого-то единого признака, по которому мы могли бы весь этот материал классифицировать. Он не вмещался в известные нам таблицы и графики, его нельзя было разложить на тенденции. Однако метод «ковровой бомбардировки» сделал свое дело: личное общение с художниками и гениями места, а главное, с самим местом имело своим следствием то, что очень хотелось показать все и всех. Возникла идея «социального триеннале», основной целью которого было бы соединение в одном событии разрозненных и разбросанных на большой территории художников. Однако мы пошли дальше, морфологическим путем: рассматривали художественный процесс как состоящий из органических образований, возникающих одновременно в разных местах и существующих в похожих формах независимо друг от друга. Так постепенно в обсуждениях возникла матрица, состоящая из семи директорий, которая охватывала практически все формы художественной жизни на нашей территории.

Матрица триеннале — это не строго фиксированная таблица элементов, это, скорее, модель наподобие грибницы, в которой один художник может быть в нескольких ипостасях, может представлять собой своеобразную «точку роста». «Мастер-фигуры», как уже сказано выше, — это гении места, те, кто создает вокруг себя среду, которой питаются новые генерации. Они, как маяки, влияют часто одним своим присутствием или же, наоборот, активно вторгаются в существующий порядок вещей и проактивно меняют его. Они могут быть социализированы и политизированы, а могут просто создавать свой собственный художественный мир, параллельную реальность, как это делают художники другой директории — «Авторские мифологии». В последней собраны разные авторы, но можно сказать, что объединяет их работа с мифологемами «русское», «русскость».

Свою мифологию пространства, тех мест, где они выросли и живут, создают художники директории «Верность месту». Документируя состояния природы или фрагменты одной человеческой жизни, они создают свой, параллельный вариант истории или переживают историю «на собственной шкуре».

Другим путем идут художники директории «Общий язык». Она включает в себя тех, для кого современное искусство принадлежит глобальной системе культуры, то есть для них существуют универсальный для современного искусства язык, институциональная система и правила, которым можно научить. В основном в этой директории представлены выпускники школ современного искусства, которые постепенно появляются в крупных городах.

В директории «Искусство действия» представлено активистское искусство, пожалуй наиболее актуальное и злободневное. Художники-активисты сопровождают уличные протесты, фиксируют громкие судебные процессы в формате репортажной графики, устраивают митинги в духе «веселого сопротивления», которые, однако, могут закончиться совсем не весело. Феминистские авторы осмысляют проблематику, часто вытесненную из «большого искусства»: материнство и труд, домашнее насилие и равные возможности для всех групп населения. Наконец, в этой директории представлены художники, для которых важно создавать визуальные образы, побуждающие сообщество к действию, будь то образы несбывшейся революции или квир-утопии. В этой директории улица выступает в качестве основной площадки.

Аналогично директория «Морфологии улиц» — это прежде всего обращение к городскому ландшафту как пространству для творчества. Хотя ее авторы в своих работах обращают внимание на социальные и городские проблемы, например уничтожение памятников культурного наследия и засилье рекламы, основное для них — именно художественная практика, изобретение новых способов работы с городом и его средой.

Следуя за желанием широко представить региональные художественные сцены, мы обозначили также директорию «Локальные истории искусства». Это будет дискуссионная площадка, на которую приедут искусствоведы, кураторы, музейные работники, исследователи из разных городов, чтобы рассказать о тех событиях и художниках, которых они считают важными для осмысления местной сцены.

«Монстрация» в Новосибирске 1 мая 2016 г., организатор — Артем Лоскутов. Будет представлена в разделе «Искусство действия», посвященном активистскому искусству. Фото: Сергей Мордвинов, Courtesy of Artem Loskutov
«Монстрация» в Новосибирске 1 мая 2016 г., организатор — Артем Лоскутов. Будет представлена в разделе «Искусство действия», посвященном активистскому искусству.
Фото: Сергей Мордвинов, Courtesy of Artem Loskutov

5. На что опирались кураторы при поиске художников на местах: были ли это рекомендации региональных институций или собственная работа «Гаража»? Для триеннале выбирали в основном известных авторов или открывали новые имена?

АНДРЕЙ МИЗИАНО:

В основу кураторского подхода к созданию события легло исследование, проведенное командой «Гаража» и охватившее все регионы России. И так как речь идет о групповой кураторской работе, обмен экспертизами как между собой, внутри команды, так и с приглашенными специалистами был совершенно необходим. Выстраивая маршрут по стране, кураторы не только опирались на собственные знания, связи и наработки, но и обращались к практикам и операторам культуры на местах, среди которых были как художники, так и представители региональных отделений Министерства культуры, филиалов Государственного центра современного искусства, местных изданий, пишущих о культуре, и так далее. Для кураторов триеннале программно важным было в первую очередь представить результаты исследования регионов России, а не предъявить зрителю некое авторское размышление на тему или репрезентацию иерархий в мире российского искусства в строгом смысле, поэтому логика «известный или неизвестный автор», обозначенная в вопросе, несколько неактуальна. Сама идея исследования в своей основе предполагает открытие, находку. Было бы странно и, возможно, даже в данных условиях некорректно по результатам исследовательской работы представить публике тот набор имен и биографий, что и так с заметной периодичностью всплывает в пресс-релизах и пригласительных флаерах на выставки современного искусства в Москве. В то же время сам феномен известности в художественном мире очень относителен, что подтвердила практика. Некоторые художники, которые были «открыты» в ходе поездок по стране, оказались достаточно известными, но не в Москве, а, например, в Центральной и Западной Европе. В списках их выставок доминировали проекты, реализованные за границей, и это не единичный случай. Вместе с тем в разработке масштабных выставочных показов включения больших имен, то есть заслуженных и известных авторов, не избежать, так как их работа во многом оказывается решающей и смыслообразующей для всего, в данном случае российского, контекста в целом. Таким образом, речь шла не столько о компромиссе, сколько о выстраивании правильного баланса, позволяющего оставаться объективными относительно программных задач события.

Александр Шишкин-Хокусай (Санкт-Петербург). «Смотрящий». 2017. Работу для раздела «Морфология улиц», посвященного стрит-арту, художник, известный масштабными инсталляциями, создаст специально к триеннале. Courtesy of the artist
Александр Шишкин-Хокусай (Санкт-Петербург). «Смотрящий». 2017. Работу для раздела «Морфология улиц», посвященного стрит-арту, художник, известный масштабными инсталляциями, создаст специально к триеннале. Courtesy of the artist

6. Многие сейчас делают ставку только на молодых художников. Почему на триеннале решили показывать художников всех возрастов?

СНЕЖАНА КРЫСТЕВА:

Знакомые нам возрастные ограничения «художники до 35» всегда приводили меня в ступор и негодование. Поколения должны общаться между собой, должна существовать хотя бы какая-то попытка поддержать преемственность. «Молодости» или, скорее, «новизне» сейчас уделяется слишком много — и часто незаслуженно — внимания. Но если не обращать внимание на тех, кто работает уже долгие годы, то, возможно, те самые «молодые» художники вообще бы и не появились.

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
4
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
5
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
6
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
7
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Немецкий экспрессионист, несомненно, пребывал в депрессии, которая могла спровоцировать самоубийство. Однако, согласно новой версии современных экспертов, дважды выстрелить в себя из браунинга он не мог
08.11.2021
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+