18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Что случилось в мире искусства 3 марта

Вернисаж коллекции примы Большого театра Екатерины Гельцер, споры вокруг клада в индийском храме Вишну, вручение сотрудникам Третьяковки стипендий на исследование русского искусства за рубежом и другие новости — в нашей подборке

Объявлены сотрудники Третьяковской галереи, получившие стипендии фонда U-Art на исследование русского искусства за рубежом. О запуске стипендиальной программы для сотрудников музея фонд Иветы и Тамаза Манашеровых объявил в декабре 2016 года. Экспертный совет, в который вошли директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, а также соучредитель фонда и искусствовед Ивета Манашерова, выбрал две заявки из семи. Победителями стали заместитель завотдела графики Евгения Илюхина, которая отправится в Центр Помпиду, чтобы исследовать творчество художников Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой, и Ирина Пронина, старший научный сотрудник отдела живописи ХХ века, она займется изучением творчества Ивана Кудряшова в нукусском Государственном музее искусств им. Савицкого. Программа стипендий — продолжение сотрудничества фонда U-Art с Третьяковской галереей, в рамках которого в музее проходили выставки Оскара Рабина «Три жизни» и «Ладо Гудиашвили. Парижские годы. 1920–1925», а годом ранее был учрежден ежегодный фестиваль камерной музыки Vivarte.


В московской галерее «Наши художники» открылась выставка собрания легендарной балерины Екатерины Гельцер. При жизни ценительница искусства, царствовавшая на сцене Большого театра с 1894 по 1935 год и до 50 лет не сходившая с подмостков, не каталогизировала свою коллекцию; после смерти балерины она перешла частично в государственные собрания, частично в частные руки. Собрать экспозицию помог сделанный в 1941 году список картин, которые временно согласилась принять и эвакуировать из Москвы Третьяковская галерея, а также архивные изыскания сотрудников галереи «Наши художники». В экспозицию вошло более 40 работ мастеров XIX — начала XX века: Александра Бенуа, Михаила Врубеля, Константина Коровина, Бориса Кустодиева, Исаака Левитана, Валентина Серова. Читайте о том, откуда у балерины нашлись средства на работы художников первого ряда, а также о взаимоотношениях с Дягилевым, Лениным и Маннергеймом в нашем материале. Выставка открыта до 27 апреля.


Национальный музей русского искусства в Киеве официально переименован в Киевскую картинную галерею. В конце января наша газета, ссылаясь на Facebook депутата Киевского городского совета, писала о том, что название музея планируют сменить. На заседании 2 марта большинство (84 из 120) депутатов одобрили возвращение музею первоначального названия, которое он носил при открытии в 1922 году. Стоит отметить, что горсовет принимал решение без учета мнения сотрудников музея. По словам Виктории Мухи, председателя комиссии горсовета по вопросам культуры, от них просто не прозвучало конкретных предложений.


В Санкт-Петербурге приступили к строительству третьей очереди эрмитажного фондохранилища. Согласно первому русскому проекту всемирно известного архитектора, лауреата Прицкеровской премии Рема Колхаса, к концу 2019 года в петербургском районе Старая Деревня появятся три новых объекта: 13-этажное стеклянное здание музейной библиотеки — так называемый Куб, инженерно-лабораторный корпус, который сдадут уже в этом году, и соединяющий их надземный переход. Строительство инженерно-лабораторного корпуса ведет компания «Эталонпромстрой», к марту успевшая завершить каркас здания, внутренние стены и подземную автостоянку. Через два года будет построен и библиотечный корпус, где откроется центр изучения костюма и моды. Подробнее о ходе работ читайте в репортаже нашего корреспондента из Петербурга.


Освобожденная от террористов Пальмира может быть восстановлена как музей-заповедник. Как передает ТАСС, такое мнение высказал директор Института археологии РАН Николай Макаров. Он отметил, что взорванные памятники с оставшимися на месте частями можно воссоздать. «Вероятно, можно восстановить и знаменитую Триумфальную арку, об остальных объектах нужно говорить особо, после осмотра». Напомним, что недавно в Петербурге приступили к созданию 3D-модели Пальмиры, которая должна помочь работе реставраторов. Виртуально воссозданный древний город с описанием всех повреждений будет к тому же снабжен фотографиями туристов. Проект планируют завершить к осени, а пока можно ознакомиться с онлайн-экспозицией Института Гетти «Наследие древней Пальмиры», где, помимо большого комплекса документов и фотографий, есть, например, интерактивная карта города.


Судьба баснословного по стоимости клада решается в Индии. Как сообщает «Лента.ру», стоимость накопившихся с момента основания в XVI веке храма Падманабхасвами сокровищ оценивается примерно в $22 млрд. И это не учитывая других, не вскрытых пока запасников, где хранится золота еще на $1 трлн. Клад делят между собой профсоюз служителей храма вместе с верующими индуистами с одной стороны и потомки раджей Траванкора — с другой. По индийским законам бог Вишну, как и другие боги, которым подносятся сокровища, приравнивается по своим правам к несовершеннолетнему, которому, чтобы распоряжаться богатствами, нужен опекун. Эту функцию и выполняли годами раджи, которых в районе Керала называют королями. Недавно юрист, чей дом стоит недалеко от храма, подал в суд на потомков рода раджей Варму, утверждая, что в храм уже семь раз незаконно проникали и изъяли ценностей на $15 млн. Неизвестно, как он мог узнать об этом, если, по его же словам, в храме не ведется учет. Сейчас площадка находится под неусыпным контролем двух сотен полицейских. Перечень найденных сокровищ хранится членами экспертной комиссии в тайне, но известно, что клад включает в себя множество ценных исторических памятников: старинные троны, древние монеты, музыкальные инструменты, ритуальные предметы.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+