Центр Помпиду всегда готов выйти на баррикады

№51, март 2017
№51
Материал из газеты

Национальный центр искусства и культуры в Париже отмечает свое 40-летие масштабной реконструкцией, порученной Ренцо Пьяно, и 75 выставками по всей стране

Photo: Manuel Braun. Courtesy of Claudine Colin Communicatio
Photo: Manuel Braun. Courtesy of Claudine Colin Communicatio

Центру Помпиду стукнуло 40, но кризис среднего возраста обошел его стороной. В честь круглой даты он запустил большой проект, рассчитанный на год: предметы из его собрания отправятся на 75 выставок в 40 городах и городках по всей Франции. Десять работ из Центра Помпиду прибудут в Музей Фабра в Монпелье на выставку Фрэнсиса Бэкона и Брюса Наумана. Также этим летом Бобур, как юбиляра называют в народе по названию квартала, где музей расположен, одолжит экспонаты на выставку, посвященную французскому скульптору Жермене Ришье в нормандском аббатстве Мон-Сен-Мишель. А еще пошлет картины и скульптуры Александра Колдера, Альберто Бурри и Лучо Фонтаны на Лионскую биеннале, организованную Эммой Лавинь, директором Центра Помпиду в Меце.

Здание парижского музея, открывшееся 31 января 1977 года, подлатают в честь юбилея: на реставрацию, порученную Ренцо Пьяно, одному из архитекторов музея, выделено €100 млн. Реконструкция, которая продлится с 2018 до 2020 года, затронет основные элементы конструкции здания, включая знаменитую лестницу из эскалаторов, змеевидно изгибающуюся на его фасаде. Масштабные работы профинансирует французское правительство, однако музей ищет дополнительных спонсоров, предусмотрительно готовясь к тому, что госфинансирование музеев может быть урезано, если на президентских выборах в мае победит Национальный фронт Марин Ле Пен. Президент Центра Помпиду Серж Лавинь уже высказал опасения по этому поводу в интервью газете Guardian. «Да, нам придется быть в оппозиции по отношению к любой власти, проповедующей невежество или консервативные взгляды в культуре, — заявил он. — В этом случае Центру Помпиду, как и всей французской культуре, придется вновь выйти на баррикады». 

Courtesy of Centre Pompidou
Courtesy of Centre Pompidou

«В последнее время Центр Помпиду превратился в памятник собственному престижу»

На объявленный в 1971 году правительством Франции архитектурный конкурс проектов нового большого культурного центра на территории плато Бобур в Париже была подана 681 заявка. Победил проект молодых Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса (совместно с Джанфранко Франкини и инженерами группы Ove Arup). Это был радикальный план «постройки для развлечений и культуры, своего рода машины, „информативного инструмента“» — так писали о нем сами архитекторы.

В Париже и за его пределами проект произвел эффект разорвавшейся бомбы: стеклянные стены и внешний скелет из элегантной литой стали, в котором обычно скрытые функции здания — лестницы, эскалаторы, трубопровод, градирни — беззастенчиво выставлены на передний план.

На возведение здания общей площадью 100 тыс. кв. м потребовалось еще пять с половиной лет, бесчисленное множество модификаций и 700 млн франков. Внутри и вокруг комплекса расположились Государственный музей современного искусства, Центр промышленного дизайна, огромная бесплатная справочная библиотека и Институт исследования и координации акустики и музыки (IRCAM), изучающий музыку с научной точки зрения.

Программа музея соответствовала радикальному духу здания. Первым ответственным за ее составление был шведский директор Понтус Хультен. Междисциплинарная с самого начала, она открылась выставками, посвященными Герхарду Рихтеру и Марселю Дюшану. За ними последовали новаторские групповые выставки, в частности четыре оригинальных обзора мирового авангарда: «Париж — Нью-Йорк» (1977), «Париж — Берлин» (1978), «Париж — Москва» (1979) и «Париж — Париж» (1981).  Бен Люк, Джулия Гальперин

Рем Колхас
Архитектор, основатель OMA Architects

Центр Помпиду стал, наверное, последним случаем, когда конкурс на дизайн музейного здания выиграл настолько радикальный и новаторский проект. Скорее, гипотеза. И для меня лично это было эйфорическое свидетельство того, что возможно в архитектуре. Это был совершенный проект, который, вместо того чтобы открыть новую эпоху, пожалуй, завершил старую.

Ханс Ульрих Обрист
Художественный директор Serpentine Galleries

Сейчас самое время воздать должное Ричарду Роджерсу и Ренцо Пьяно, но нельзя забывать и о Понтусе Хультене, потому что они неразрывно связаны: потрясающее здание и протрясающая программа периода, когда он работал в музее. Хультен мастерски использовал их видение здания как радикального события, здания как хеппенинга, он играл на здании как на музыкальном инструменте.

Филипп Паррено
Художник

В последнее время Центр Помпиду превратился в памятник собственному престижу. Когда я делал там свою выставку, было трудно даже подвинуть стенку, таким статичным он стал. Идея Пьяно и Роджерса заключалась в том, чтобы люди могли видеть, что находится внутри. Но со временем Центр Помпиду стал завешивать стекла, чтобы люди платили за вход внутрь, и это исказило первоначальный замысел.

Массимиллиано Джони
Художественный директор Нового музея, Нью-Йорк

Я лично полюбил Центр Помпиду прежде всего через книги и каталоги: «Париж — Москва», «Париж — Нью-Йорк» и так далее, которые до сих пор можно увидеть в библиотеке у любого человека с приличным чувством стиля и любовью к искусству. Это просто потрясающие книги. Как и каталог ретроспективы Дюшана. Я всегда проводил в книжных не меньше времени, чем в галереях.

Ренцо Пьяно
Архитектор

В 1977 году мы решили: музей должен быть открыт для всех. Сегодня мы сталкиваемся с обратной проблемой: некоторые институции стремятся функционировать скорее как социальное пространство, чем как место, где живет искусство. Конечно, мы сохраняем открытость и доступность, проповедовать которые начали 40 лет назад. Но сегодня нам все чаще приходится вставать на защиту тишины.

Самое читаемое:
1
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
2
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
3
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
4
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
5
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
6
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Во Франции после продолжительной болезни скончалась Лиана Шелия-Рогинская (1951–2022), вдова художника Михаила Рогинского, много сделавшая для его признания
23.11.2022
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
7
Новое арт-пространство в Москве объединяет классику и современность
По инициативе мецената и предпринимателя Андрея Северилова и его команды в старинном особняке XVIII века начал работу частный культурный центр Elohovskiy Gallery, цель которого — выстраивать связи между разными направлениями и медиумами в искусстве
09.11.2022
Новое арт-пространство в Москве объединяет классику и современность
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+