Бунтари против времени — художники, поэты и их музы

№51, март 2017
№51
Материал из газеты

Фестиваль «Мода и стиль в фотографии» на этот раз посвящен феномену времени

Мишель Сима. "Матисс в мастерской". 1948. Коллекция Куно Фишера, Галерея Фишера, Швейцария © Наследие Мишеля Сима
Мишель Сима. "Матисс в мастерской". 1948. Коллекция Куно Фишера, Галерея Фишера, Швейцария © Наследие Мишеля Сима

Раз в два года «Мода и стиль в фотографии» захватывает все пространство Мультимедиа Арт Музея, Москва (МАММ) и целого ряда других ведущих музейных площадок российской столицы. В этом году основная тема фестиваля — «Ветер времени», что напоминает, помимо прочего, об истории самого МАММ, или Московского дома фотографии.

Филипп Шансель. "Парижские бунтари’82" / Галерея Melanie Rio
Филипп Шансель. "Парижские бунтари’82" / Галерея Melanie Rio

Все выставки нынешнего фестиваля можно разделить на три части. Первая посвящена 1980-м — десятилетию, в последнее время все чаще всплывающему в темах выставок, книг, статей. Директор МАММ Ольга Свиблова объясняет это тем, что 1980-е — время уже настолько далекое, что дает дистанцию для рефлексии, но история эта недавняя и живая, а герои все еще среди нас. «Я никогда не хотела делать только фестиваль моды. Стиль — понятие более широкое, то, в чем отпечатывается и оседает время, что нельзя подделать даже при помощи стилиста. Приметы эпохи всегда заметны в фотографии, а в этом году они интересуют нас особенно. Во всем мире 1980-е — время застоя: закончились бурные 1960-е, улеглись 1970-е, ушли рок и хиппи, пришли пиджаки с подкладными плечами. Мне же интересны те, кто начал выбиваться из эпохи, бунтари против времени, первые предвестники того, что снова пойдут сдвиги пластов. Они пытались выпасть из общих поведенческих и мыслительных канонов. В середине 1980-х началась перестройка, но внимание было приковано к нам не только потому, что начала рушиться крупнейшая империя, — просто в мире не было движения. Мы пытаемся поймать этот ветер времени — в лицах, в жестах, в одежде, в типе съемки».

IC-98, Маркус Лепистё, Хуан Дуарте Рехино. "Некрополь". 2016. Анимация, звук. Предоставлено авторами
IC-98, Маркус Лепистё, Хуан Дуарте Рехино. "Некрополь". 2016. Анимация, звук. Предоставлено авторами

Те самые 1980-е запечатлел Том Вуд в своих фотографиях о жизни английской провинции, столь похожей и непохожей на Россию, а также Филипп Шансель на фото с уже прошедшей выставки о парижских бунтарях. Свой аккорд внес и Игорь Мухин, недавно выпустивший книгу «Я видел рок-н-ролл», в его объектив попали герои позднесоветского андерграунда и контркультуры 1980-х — начала 1990-х. В пандан к Мухину идут уличная съемка Игоря Верещагина и экспозиция параллельной программы Girls, Girls, Girls певца богемы и сюрреалистической перестроечной эротики Сергея Борисова. Альтернативная культура в Йошкар-Оле запечатлена на снимках Дмитрия Скорнякова и Сергея Чиликова (МАММ продолжает знакомить зрителей с фотошколами российских регионов).

Евгений Халдей. "Сосед Вовка. Утро Москвы". 1956. Фото: Мультимедиа Арт Музей
Евгений Халдей. "Сосед Вовка. Утро Москвы". 1956.
Фото: Мультимедиа Арт Музей

Второй блок выставок ставит 1980-е в исторический контекст, чтобы показать связь времен. Сразу несколько экспозиций покажут классику черно-белой портретной фотографии и золотой век искусства XX столетия сквозь призму индивидуальных фотовзглядов. На снимках Мишеля Сима — художники, поэты и музы Парижской школы времени ее расцвета; выставка перекликается с «Прыжком» Филиппа Халсмана и ретроспективой певца французской элегантности Жанлу Сьефа. Фотограф Элизабетта Каталано, известная портретами итальянских художников arte povera и трансавангардистов, представлена на выставке «Бесценные свидетельства» калейдоскопом эпох c 1960-х по 2000‑е. Достраивает очень личное видение мира художественной богемы до общей картины коллекция снимков из архивов знаменитой киностудии Cinecittà в Риме. На этом фоне интересны и фантазии на стыке документальности и арт-конструирования последних 30 лет Сергея Браткова, и новый проект Сары Мун. Углубляют перспективу экспозиции о более отдаленных временах «Модель художника в объективе фотоаппарата» в Государственной Третьяковской галерее, выставки к 100-летию Евгения Халдея и газеты «Известия».

Наконец, третья часть фестиваля обращает взгляд зрителя в будущее, на новых бунтарей и законодателей художественных мод, среди которых Марк Невилл со съемками Лондона и Питсбурга, Ник Брандт с экологической серией об Африке «Наследовать пыль» и фотоистория Нильса Акермана о молодежи города Славутич через 30 лет после чернобыльской катастрофы. Манеж превратится в пространство молодой или впервые представляемой столичной публике фотографии: ученики Игоря Мухина и Школы Родченко, несколько авторов из Йошкар-Олы, французские фотографы с фестивалей в Арле и Париже, отобранные их куратором Франсуа Эбелем, и молодые участники фестиваля Circulations. 

Мультимедиа Арт Музей и другие площадки
Мода и стиль в фотографии
До 3 сентября

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
6
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
7
Теплые вещи: чем хорош народный дизайн
Что такое народное творчество сегодня, как проявляются представления о красоте в бытовой жизни, что превращает наивные поделки в настоящие произведения искусства — на эти вопросы пытается ответить проект «Эстетика бриколажа» в Музее ДПИ
01.08.2022
Теплые вещи: чем хорош народный дизайн
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+