Бунтари против времени — художники, поэты и их музы

№51, март 2017
№51
Материал из газеты

Фестиваль «Мода и стиль в фотографии» на этот раз посвящен феномену времени

Мишель Сима. "Матисс в мастерской". 1948. Коллекция Куно Фишера, Галерея Фишера, Швейцария © Наследие Мишеля Сима
Мишель Сима. "Матисс в мастерской". 1948. Коллекция Куно Фишера, Галерея Фишера, Швейцария © Наследие Мишеля Сима

Раз в два года «Мода и стиль в фотографии» захватывает все пространство Мультимедиа Арт Музея, Москва (МАММ) и целого ряда других ведущих музейных площадок российской столицы. В этом году основная тема фестиваля — «Ветер времени», что напоминает, помимо прочего, об истории самого МАММ, или Московского дома фотографии.

Филипп Шансель. "Парижские бунтари’82" / Галерея Melanie Rio
Филипп Шансель. "Парижские бунтари’82" / Галерея Melanie Rio

Все выставки нынешнего фестиваля можно разделить на три части. Первая посвящена 1980-м — десятилетию, в последнее время все чаще всплывающему в темах выставок, книг, статей. Директор МАММ Ольга Свиблова объясняет это тем, что 1980-е — время уже настолько далекое, что дает дистанцию для рефлексии, но история эта недавняя и живая, а герои все еще среди нас. «Я никогда не хотела делать только фестиваль моды. Стиль — понятие более широкое, то, в чем отпечатывается и оседает время, что нельзя подделать даже при помощи стилиста. Приметы эпохи всегда заметны в фотографии, а в этом году они интересуют нас особенно. Во всем мире 1980-е — время застоя: закончились бурные 1960-е, улеглись 1970-е, ушли рок и хиппи, пришли пиджаки с подкладными плечами. Мне же интересны те, кто начал выбиваться из эпохи, бунтари против времени, первые предвестники того, что снова пойдут сдвиги пластов. Они пытались выпасть из общих поведенческих и мыслительных канонов. В середине 1980-х началась перестройка, но внимание было приковано к нам не только потому, что начала рушиться крупнейшая империя, — просто в мире не было движения. Мы пытаемся поймать этот ветер времени — в лицах, в жестах, в одежде, в типе съемки».

IC-98, Маркус Лепистё, Хуан Дуарте Рехино. "Некрополь". 2016. Анимация, звук. Предоставлено авторами
IC-98, Маркус Лепистё, Хуан Дуарте Рехино. "Некрополь". 2016. Анимация, звук. Предоставлено авторами

Те самые 1980-е запечатлел Том Вуд в своих фотографиях о жизни английской провинции, столь похожей и непохожей на Россию, а также Филипп Шансель на фото с уже прошедшей выставки о парижских бунтарях. Свой аккорд внес и Игорь Мухин, недавно выпустивший книгу «Я видел рок-н-ролл», в его объектив попали герои позднесоветского андерграунда и контркультуры 1980-х — начала 1990-х. В пандан к Мухину идут уличная съемка Игоря Верещагина и экспозиция параллельной программы Girls, Girls, Girls певца богемы и сюрреалистической перестроечной эротики Сергея Борисова. Альтернативная культура в Йошкар-Оле запечатлена на снимках Дмитрия Скорнякова и Сергея Чиликова (МАММ продолжает знакомить зрителей с фотошколами российских регионов).

Евгений Халдей. "Сосед Вовка. Утро Москвы". 1956. Фото: Мультимедиа Арт Музей
Евгений Халдей. "Сосед Вовка. Утро Москвы". 1956.
Фото: Мультимедиа Арт Музей

Второй блок выставок ставит 1980-е в исторический контекст, чтобы показать связь времен. Сразу несколько экспозиций покажут классику черно-белой портретной фотографии и золотой век искусства XX столетия сквозь призму индивидуальных фотовзглядов. На снимках Мишеля Сима — художники, поэты и музы Парижской школы времени ее расцвета; выставка перекликается с «Прыжком» Филиппа Халсмана и ретроспективой певца французской элегантности Жанлу Сьефа. Фотограф Элизабетта Каталано, известная портретами итальянских художников arte povera и трансавангардистов, представлена на выставке «Бесценные свидетельства» калейдоскопом эпох c 1960-х по 2000‑е. Достраивает очень личное видение мира художественной богемы до общей картины коллекция снимков из архивов знаменитой киностудии Cinecittà в Риме. На этом фоне интересны и фантазии на стыке документальности и арт-конструирования последних 30 лет Сергея Браткова, и новый проект Сары Мун. Углубляют перспективу экспозиции о более отдаленных временах «Модель художника в объективе фотоаппарата» в Государственной Третьяковской галерее, выставки к 100-летию Евгения Халдея и газеты «Известия».

Наконец, третья часть фестиваля обращает взгляд зрителя в будущее, на новых бунтарей и законодателей художественных мод, среди которых Марк Невилл со съемками Лондона и Питсбурга, Ник Брандт с экологической серией об Африке «Наследовать пыль» и фотоистория Нильса Акермана о молодежи города Славутич через 30 лет после чернобыльской катастрофы. Манеж превратится в пространство молодой или впервые представляемой столичной публике фотографии: ученики Игоря Мухина и Школы Родченко, несколько авторов из Йошкар-Олы, французские фотографы с фестивалей в Арле и Париже, отобранные их куратором Франсуа Эбелем, и молодые участники фестиваля Circulations. 

Мультимедиа Арт Музей и другие площадки
Мода и стиль в фотографии
До 3 сентября

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+