18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

«Девушка с анемонами» и другие шедевры большой аукционной недели Christie’

№50
Материал из газеты

Последний раз картина Матисса была продана за £5 млн, сейчас цена не оглашается

Открывается неделя 28 февраля вечерними торгами импрессионистов и модернистов, в первых числах марта будут продавать модернистскую графику, послевоенное и современное искусство. Топ-лот же февральских торгов — полотно Анри Матисса «Девушка с анемонами на фиолетовом фоне», написанное в марте 1944 года. В это время художнику уже 75, он всемирно знаменит, но болезни и операции ограничивают его творческие возможности, бывшая жена и дочь арестованы нацистами за участие в Сопротивлении, и, несмотря на уговоры сына, у которого собственная галерея в Нью-Йорке, он отказывается эмигрировать и пережидает оккупацию на юге Франции. В 1943 году Матисс поселился в Вансе на вилле с романтическим названием «Мечта», и память о шести годах пребывания там сохранилась в построенной после войны по его проекту доминиканской капелле Четок. От этого периода осталось не так много живописных работ: немолодой художник вынужденно отдает предпочтение декупажу. Рисунок упрощается, но линии сохраняют присущую Матиссу элегантность, а цвета — звучную силу фовизма.

Для этой и еще двух картин Матиссу позировала молодая голландская художница Аннелис Нелк. На ней румынская блуза с ярким орнаментом из коллекции костюмов Матисса. На трех портретах Аннелис художник экспериментирует с цветом. На картине из Академии художеств в Гонолулу главенствует густая синева; полотно из Музея Матисса в Ницце заполнено синим и желтым, любимым постимпрессионистами сочетанием дополнительных цветов. В выставленной же на торги картине из частного собрания — изысканный фиолетовый фон, который, по воспоминаниям Аннелис, Матисс подбирал с особой тщательностью. Картина уже продавалась на парижских торгах Christie’s в 2006 году. Тогда ее цена составила €5,16 млн ($6,86 млн). В этот раз эстимейт не разглашается, и аукционный дом явно рассчитывает на большее.

Среди топ-лотов также живописная работа Альберто Джакометти «Бюст Диего» 1954 года (£1–1,5 млн). В зрелом возрасте, уже найдя свой стиль в скульптуре, Джакометти возвращается к живописи, и брат Диего, талантливый дизайнер мебели и интерьеров, остается одной из его любимых моделей. Французский поэт Жак Дюпен писал о скульптурах Джакометти, что это «рисунки, помещенные в трехмерное пространство». Живопись, созданная позже, кажется отпечатком скульптур на плоскости: не меняются позы и ракурсы, а поверхность холста словно борется с двухмерностью с помощью процарапанных линий и выпуклостей.

Также заслуживают внимания в коллекции аукциона небольшая (1,5 м высотой) скульптура Генри Мура «Полулежащая фигура в четырех частях» (£700 тыс. — £1 млн) и экспрессивные «Два ангела» Кеса ван Донгена (£400–600 тыс.), похожие на любовников, летящих в синем мареве.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+