18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

«Девушка с анемонами» и другие шедевры большой аукционной недели Christie’

№50
Материал из газеты

Последний раз картина Матисса была продана за £5 млн, сейчас цена не оглашается

Открывается неделя 28 февраля вечерними торгами импрессионистов и модернистов, в первых числах марта будут продавать модернистскую графику, послевоенное и современное искусство. Топ-лот же февральских торгов — полотно Анри Матисса «Девушка с анемонами на фиолетовом фоне», написанное в марте 1944 года. В это время художнику уже 75, он всемирно знаменит, но болезни и операции ограничивают его творческие возможности, бывшая жена и дочь арестованы нацистами за участие в Сопротивлении, и, несмотря на уговоры сына, у которого собственная галерея в Нью-Йорке, он отказывается эмигрировать и пережидает оккупацию на юге Франции. В 1943 году Матисс поселился в Вансе на вилле с романтическим названием «Мечта», и память о шести годах пребывания там сохранилась в построенной после войны по его проекту доминиканской капелле Четок. От этого периода осталось не так много живописных работ: немолодой художник вынужденно отдает предпочтение декупажу. Рисунок упрощается, но линии сохраняют присущую Матиссу элегантность, а цвета — звучную силу фовизма.

Для этой и еще двух картин Матиссу позировала молодая голландская художница Аннелис Нелк. На ней румынская блуза с ярким орнаментом из коллекции костюмов Матисса. На трех портретах Аннелис художник экспериментирует с цветом. На картине из Академии художеств в Гонолулу главенствует густая синева; полотно из Музея Матисса в Ницце заполнено синим и желтым, любимым постимпрессионистами сочетанием дополнительных цветов. В выставленной же на торги картине из частного собрания — изысканный фиолетовый фон, который, по воспоминаниям Аннелис, Матисс подбирал с особой тщательностью. Картина уже продавалась на парижских торгах Christie’s в 2006 году. Тогда ее цена составила €5,16 млн ($6,86 млн). В этот раз эстимейт не разглашается, и аукционный дом явно рассчитывает на большее.

Среди топ-лотов также живописная работа Альберто Джакометти «Бюст Диего» 1954 года (£1–1,5 млн). В зрелом возрасте, уже найдя свой стиль в скульптуре, Джакометти возвращается к живописи, и брат Диего, талантливый дизайнер мебели и интерьеров, остается одной из его любимых моделей. Французский поэт Жак Дюпен писал о скульптурах Джакометти, что это «рисунки, помещенные в трехмерное пространство». Живопись, созданная позже, кажется отпечатком скульптур на плоскости: не меняются позы и ракурсы, а поверхность холста словно борется с двухмерностью с помощью процарапанных линий и выпуклостей.

Также заслуживают внимания в коллекции аукциона небольшая (1,5 м высотой) скульптура Генри Мура «Полулежащая фигура в четырех частях» (£700 тыс. — £1 млн) и экспрессивные «Два ангела» Кеса ван Донгена (£400–600 тыс.), похожие на любовников, летящих в синем мареве.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+