18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Ожившая сказка Екатерины Великой

№50
Материал из газеты

Выставка в Малом дворце музея-заповедника "Царицыно" посвящена неоконченной пьесе императрицы "Чесменский дворец", сюжет которой не уступает лучшим образцам готического романа

Когда в 1755 году императрица Екатерина Великая заказывала  Василию Баженову проект подмосковной резиденции Царицыно, она хотела, чтобы та непременно была в «готическом вкусе». Чуть позднее, под влиянием «Замка Отранто»  — первого готического романа (1764), императрица, мгновенно реагировавшая на литературные веяния и новинки, делает наброски своего «Чесменского дворца». В ночном замке сторож застает говорящие друг с другом портреты правителей — вот мистическая основа сюжета так и не оконченной пьесы, воплотить которую взялся куратор Сергей Хачатуров. Действие выставки «Ожившая пьеса императрицы» разворачивается в четырех залах царицынского Малого дворца. Перечень действующих лиц, ее «первая страница» вырисовывается галереей образов центрального зала. Монаршие особы от Всеволода Большое Гнездо до Фридриха II Великого смотрят друг на друга с барельефов современных авторов Алексеея Политова и Марины Беловой, молчаливо перебрасываясь шутками и остротами, размещенными над их головами. Мистификация отлично рифмуется с типом общения в социальных сетях, считает куратор. Сама Екатерина II,  литературное наследие которой составляет около 30 произведений, в своем журнале «Всякая всячина» любила высмеивать своих придворных. В свою очередь, современным художникам даже не понадобилось что-то придумывать: разоблачающего пафоса пьесы XVIII века хватило, чтобы обнаружить в далеких от народа величествах живых людей, сетующих, например, на то, что о людях судят по бороде, или оправдывающихся, что «каждый царствует, как может». Игровой характер экспозиции поддерживает камерный театр-инсталляция Евгении Буравлевой и Егора Плотникова. Проводником в него выступает все тот же сторож, сделанный из гипса. Тот пытается разглядеть, что скрыто за шторкой театральной ширмы и услышать разговоры участников этой вневременной политической сцены.

Помимо исторических экспонатов из коллекции музея, едва подсвеченных, чтобы сохранить готическую атмосферу, поддерживает теневые проекции «Волшебного фонаря» и снятый Юлией Овчинниковой по мотивам екатерининской пьесы фильм, где молодой актер «Гоголь-центра» Филипп Авдеев с чувством зачитывает фантастическую пьесу в лицах.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+