18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Международный совет музеев РФ против передачи Исаакия РПЦ

Президиум Российского комитета Международного совета музеев (ИКОМ России) выступил за сохранение нынешнего музейного статуса Исаакиевского собора как части Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор»

Исаакиевский собор. Фотография 1977 года. Б.Червяков /Фотохроника ТАСС
Исаакиевский собор. Фотография 1977 года. Б.Червяков /Фотохроника ТАСС

«Несмотря на заявление властей и представителей церкви о намерении сохранить музейную функцию Исаакиевского собора, взгляду профессионала очевидно, что в случае такого монументального и уникального объекта музейные функции не могут выполняться непрофильным учреждением», — говорится в письме, опубликованном на сайте организации. Там же очерчивается круг проблем, которые беспокоят музейное сообщество. До сих пор не ясно, как будет осуществляться контроль за состоянием памятника, будет ли проводиться качественная оценка антропогенной нагрузки, какие специалисты будут привлечены для проведения консервационных и реставрационных работ.

Авторы обращения отмечают, что Исаакиевский собор — часть национального достояния «и решение о его судьбе не может быть принято без учета мнения граждан и, в первую очередь, профессиональных объединений и специалистов, которые служат государству и обществу на благо культуры». «Бесспорно, это православный храм, который должен обеспечивать осуществление всех необходимых церковных богослужений и треб. Тем не менее, мы исходим из объективных представлений экспертов в сфере культурного наследия о наилучших условиях сохранения и функционирования уникального памятника и предлагаем двигаться по пути поиска компромиссных форм взаимодействия музея и церкви», — подчеркивается в обращении ИКОМ России.

В преамбуле к открытому письму также говорится, что президиум комитета уже обратился к губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко с просьбой принять меры по урегулированию возникшего конфликта. Организация апеллирует к Федеральному закону № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». В нем говорится, что в целях урегулирования разногласий, возникших при рассмотрении заявлений религиозных организаций, необходимо создание комиссии «с участием представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, руководящих органов (центров) религиозных организаций, а также специалистов, в том числе специалистов в области религиоведения, культурологии, права».

Отметим, что сегодня утром издание «Фонтанка.ру» сообщило о прошении ректоров петербургских вузов ускорить передачу Исаакиевского собора РПЦ. По данным издания, на встрече в Мариинском дворце, приуроченной ко Дню науки, 22 из 30 руководителей вузов подписали обращение к Полтавченко, в котором отметили, что процесс передачи должен быть завершен в ближайшее время. По мнению составителей этого обращения, меры необходимы, «чтобы воспрепятствовать так называемым оппозиционерам и политиканам, а по сути, провокаторам, которые используют вопрос об Исаакиевском соборе как повод для нагнетания напряженности в обществе и сеяния религиозной розни». Позднее портал «Медуза» частично опроверг информацию. Выяснилось, что ректоры как минимум двух вузов, в том числе руководитель Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, под этим письмом не подписывались. В свою очередь, глава Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л.Штиглица Василий Кичеджи объяснил «Медузе», что «цели брать с каждого подпись у нас не стояло». «Письмо было зачитано в присутствии абсолютно всех приглашенных, и ни одного возражения против него или дополнения к нему не было», — сказал он.

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+