18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Себе и людям: новые частные музеи

№50
Материал из газеты

TANR представляет обзор главных московских и петербургских частных музеев, возникших или представших в новом статусе в России за последние пять лет

Институт русского реалистического искусства

Дата открытия: 2011
Расположение: Москва, Дербеневская наб., Д. 7, стр. 31

В декабре 2016 года ИРРИ громко отпраздновал свое пятилетие полным переформатированием экспозиции. На трех этажах бывшей ситценабивной фабрики изменилось все: от логотипа до оформления выставочных залов. Значительно увеличились фонды ИРРИ, базирующегося на коллекции Алексея Ананьева, сейчас в них около 6 тыс. произведений 352 художников. Институт стал важным исследовательским и издательским центром, пропагандирующим реалистическое искусство ХХ века на высочайшем уровне современных музейных технологий.

Алексей Ананьев: «Я коллекционирую живопись периода, близкого мне и понятного. На вторую половину XX века пришлись мое детство и юность, поэтому все, что изображают художники того времени, я проживал вместе с ними, мне легко определить, что имел в виду тот или иной мастер. Собирая искусство этой эпохи, есть возможность приобретать картины у авторов или у прямых наследников, что снимает вопросы, касающиеся провенанса».


Музей Фаберже

Дата открытия: 2013
Расположение: Санкт-петербург, наб. р. Фонтанки , д. 21

Первый в России музей изделий фирмы Карла Фаберже, открытый в 2013 году, расположился в отреставрированном специально для него Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге. Учредителем этого частного музея выступил Культурно-исторический фонд «Связь времен», основанный в 2004 году Виктором Вексельбергом для возвращения в Россию культурных ценностей. Все началось с приобретения коллекции предметов Фаберже, собранной американским издателем и бизнесменом Малкольмом Форбсом. Вскоре после этого фонд приступил к формированию собрания русского декоративно-прикладного и изобразительного искусства — на сегодняшний день оно насчитывает более 4 тыс. экспонатов.

Виктор Вексельберг: «Я очень рад, что в такое непростое время у нас появился музей, заново открывающий некоторые важные страницы российской истории. Наша страна — это целый мир, наполненный прекрасными произведениями искусства».


Музей современного искусства «Гараж»

Дата смены статуса: 2014
Расположение: Москва, ул. Крымский ва л, Д. 9, стр . 32

Музей современного искусства «Гараж», основанный Дарьей Жуковой в 2008 году как «центр современной культуры», сменил прописку и статус, став музеем в 2014-м, а с 2015-го окончательно обосновавшись в Парке Горького (куда во временный павильон из Бахметьевского гаража на улице Образцова он переехал в 2012 году) в бывшем ресторане «Времена года», реконструированном Ремом Колхасом. Эта реновация стала одним из лучших примеров перепрофилирования и приспособления памятника брежневского модернизма под нужды современного музея, позволив «Гаражу» проводить выдающиеся выставки, а также разместить свои коллекции и архивы, запустить многопрофильную исследовательскую и просветительскую программы.

Дарья Жукова: «Музей „Гараж“ был основан с учетом международного контекста, но теперь уже нас все больше признают во всем мире как международно значимую институцию, не только представляющую, но и созидающую культуру».


Музей Анатолия Зверева (Музей АЗ )

Дата открытия: 2015
Расположение: Москва, ул. 2-я Тверская-Ямская , д. 20–22

Открывшийся в марте 2015 года Музей АЗ посвящен одному художнику — легенде московского андерграунда Анатолию Звереву. Музей обладает одной из крупнейших коллекций его произведений и документов: 1,5 тыс. работ самого Зверева и еще примерно 500 — художников его круга; 600 работ Анатолия Зверева переданы основательнице музея Наталье Опалевой в дар Аликой Костаки, дочерью знаменитого коллекционера Георгия Костаки. Музей занимает небольшой трехэтажный особняк, где каждые три месяца сменяются тематические выставки, сопровождающиеся серьезной мультимедийной поддержкой. Музей АЗ издает книги и ведет культурно-просветительскую работу.

Наталья Опалева: «Это не мемориальный дом и не исторический памятник, особняк построен в наши дни, поэтому мы имели свободу маневра при перепланировке. Рассматривался даже вариант со сносом, но в итоге ограничились внутренними работами. Хотелось ведь открыть музей в обозримой перспективе, а не когда-нибудь».


ART4

ДАТА смены статуса: 2015
Расположение: Москва, Хлыновский туп., д. 4

Первый российский частный музей современного искусства Art4.ru, открытый Игорем Маркиным в 2007 году, год назад сменил модель своего развития (а заодно и сократил название до Art4). Первые годы он развивался по музейной модели. Маркин собрал замечательную коллекцию советских нонконформистов и нынешних актуальных художников, а также, к примеру, купил часть архива художника Михаила Гробмана (музейная институция должна не только выставлять свое собрание, но и вести исследовательскую и издательскую деятельность). Теперь акценты сместились. В стенах Art4 постоянно проходят выставки-аукционы, микширующие работы из его собрания с произведениями, предоставленными извне: коллекционеру не привыкать изобретать собственные, оригинальные форматы. 

Игорь Маркин: «На самом деле я совершил концептуальную ошибку: я отказался от продаж искусства, от торговли искусством, опираясь на ложный постулат, что музеи не торгуют. Почему?»


Музей русского импрессионизма

Дата открытия: 2016
Расположение: Москва, Ленинградский пр-т, д.153, стр.11

Частный музей, основанный Борисом Минцем, открылся 30 мая 2016 года в одном из зданий бывшей кондитерской фабрики «Большевик», реконструированном бюро John McAslan + Partners. Его основные задачи: продвигать русское искусство, его импрессионистическую составляющую, в России и за рубежом, вести просветительскую деятельность, развивая связи между музеями на всероссийском уровне, а также заниматься издательской работой. Музыкальное сопровождение главных экспонатов на первой выставке было специально написано к открытию музея композитором Дмитрием Курляндским.

Борис Минц: «Для создания музея применялись самые современные технологии, обеспечивающие высокое качество логистики, обработки и хранения картин. Создание музея — культурного центра привлечет широкий круг людей, в том числе группу зрителей поколения индиго… Русское искусство недооценивается в мировом историческом контексте, и мы уверены, что сможем восстановить справедливость».

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+