18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Себе и людям: новые частные музеи

№50
Материал из газеты

TANR представляет обзор главных московских и петербургских частных музеев, возникших или представших в новом статусе в России за последние пять лет

Институт русского реалистического искусства

Дата открытия: 2011
Расположение: Москва, Дербеневская наб., Д. 7, стр. 31

В декабре 2016 года ИРРИ громко отпраздновал свое пятилетие полным переформатированием экспозиции. На трех этажах бывшей ситценабивной фабрики изменилось все: от логотипа до оформления выставочных залов. Значительно увеличились фонды ИРРИ, базирующегося на коллекции Алексея Ананьева, сейчас в них около 6 тыс. произведений 352 художников. Институт стал важным исследовательским и издательским центром, пропагандирующим реалистическое искусство ХХ века на высочайшем уровне современных музейных технологий.

Алексей Ананьев: «Я коллекционирую живопись периода, близкого мне и понятного. На вторую половину XX века пришлись мое детство и юность, поэтому все, что изображают художники того времени, я проживал вместе с ними, мне легко определить, что имел в виду тот или иной мастер. Собирая искусство этой эпохи, есть возможность приобретать картины у авторов или у прямых наследников, что снимает вопросы, касающиеся провенанса».


Музей Фаберже

Дата открытия: 2013
Расположение: Санкт-петербург, наб. р. Фонтанки , д. 21

Первый в России музей изделий фирмы Карла Фаберже, открытый в 2013 году, расположился в отреставрированном специально для него Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге. Учредителем этого частного музея выступил Культурно-исторический фонд «Связь времен», основанный в 2004 году Виктором Вексельбергом для возвращения в Россию культурных ценностей. Все началось с приобретения коллекции предметов Фаберже, собранной американским издателем и бизнесменом Малкольмом Форбсом. Вскоре после этого фонд приступил к формированию собрания русского декоративно-прикладного и изобразительного искусства — на сегодняшний день оно насчитывает более 4 тыс. экспонатов.

Виктор Вексельберг: «Я очень рад, что в такое непростое время у нас появился музей, заново открывающий некоторые важные страницы российской истории. Наша страна — это целый мир, наполненный прекрасными произведениями искусства».


Музей современного искусства «Гараж»

Дата смены статуса: 2014
Расположение: Москва, ул. Крымский ва л, Д. 9, стр . 32

Музей современного искусства «Гараж», основанный Дарьей Жуковой в 2008 году как «центр современной культуры», сменил прописку и статус, став музеем в 2014-м, а с 2015-го окончательно обосновавшись в Парке Горького (куда во временный павильон из Бахметьевского гаража на улице Образцова он переехал в 2012 году) в бывшем ресторане «Времена года», реконструированном Ремом Колхасом. Эта реновация стала одним из лучших примеров перепрофилирования и приспособления памятника брежневского модернизма под нужды современного музея, позволив «Гаражу» проводить выдающиеся выставки, а также разместить свои коллекции и архивы, запустить многопрофильную исследовательскую и просветительскую программы.

Дарья Жукова: «Музей „Гараж“ был основан с учетом международного контекста, но теперь уже нас все больше признают во всем мире как международно значимую институцию, не только представляющую, но и созидающую культуру».


Музей Анатолия Зверева (Музей АЗ )

Дата открытия: 2015
Расположение: Москва, ул. 2-я Тверская-Ямская , д. 20–22

Открывшийся в марте 2015 года Музей АЗ посвящен одному художнику — легенде московского андерграунда Анатолию Звереву. Музей обладает одной из крупнейших коллекций его произведений и документов: 1,5 тыс. работ самого Зверева и еще примерно 500 — художников его круга; 600 работ Анатолия Зверева переданы основательнице музея Наталье Опалевой в дар Аликой Костаки, дочерью знаменитого коллекционера Георгия Костаки. Музей занимает небольшой трехэтажный особняк, где каждые три месяца сменяются тематические выставки, сопровождающиеся серьезной мультимедийной поддержкой. Музей АЗ издает книги и ведет культурно-просветительскую работу.

Наталья Опалева: «Это не мемориальный дом и не исторический памятник, особняк построен в наши дни, поэтому мы имели свободу маневра при перепланировке. Рассматривался даже вариант со сносом, но в итоге ограничились внутренними работами. Хотелось ведь открыть музей в обозримой перспективе, а не когда-нибудь».


ART4

ДАТА смены статуса: 2015
Расположение: Москва, Хлыновский туп., д. 4

Первый российский частный музей современного искусства Art4.ru, открытый Игорем Маркиным в 2007 году, год назад сменил модель своего развития (а заодно и сократил название до Art4). Первые годы он развивался по музейной модели. Маркин собрал замечательную коллекцию советских нонконформистов и нынешних актуальных художников, а также, к примеру, купил часть архива художника Михаила Гробмана (музейная институция должна не только выставлять свое собрание, но и вести исследовательскую и издательскую деятельность). Теперь акценты сместились. В стенах Art4 постоянно проходят выставки-аукционы, микширующие работы из его собрания с произведениями, предоставленными извне: коллекционеру не привыкать изобретать собственные, оригинальные форматы. 

Игорь Маркин: «На самом деле я совершил концептуальную ошибку: я отказался от продаж искусства, от торговли искусством, опираясь на ложный постулат, что музеи не торгуют. Почему?»


Музей русского импрессионизма

Дата открытия: 2016
Расположение: Москва, Ленинградский пр-т, д.153, стр.11

Частный музей, основанный Борисом Минцем, открылся 30 мая 2016 года в одном из зданий бывшей кондитерской фабрики «Большевик», реконструированном бюро John McAslan + Partners. Его основные задачи: продвигать русское искусство, его импрессионистическую составляющую, в России и за рубежом, вести просветительскую деятельность, развивая связи между музеями на всероссийском уровне, а также заниматься издательской работой. Музыкальное сопровождение главных экспонатов на первой выставке было специально написано к открытию музея композитором Дмитрием Курляндским.

Борис Минц: «Для создания музея применялись самые современные технологии, обеспечивающие высокое качество логистики, обработки и хранения картин. Создание музея — культурного центра привлечет широкий круг людей, в том числе группу зрителей поколения индиго… Русское искусство недооценивается в мировом историческом контексте, и мы уверены, что сможем восстановить справедливость».

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
5
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+