18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Древо жизни

№50
Материал из газеты

В штаб-квартире дома Fendi в Риме открылась выставка одного из самых оригинальных скульпторов современности — Джузеппе Пеноне

Итальянский модный дом Fendi известен своим трепетным отношением к объектам истории и искусства, связанным с его родиной. Начиная с восстановления Дворца итальянской цивилизации (или «квадратного Колизея») и заканчивая реставрацией небольших исторических памятников, Fendi старается постоянно укреплять связь с культурным наследием Италии. Этим же идеалам служит и новая выставка во Дворце итальянской цивилизации, который, к слову, после реставрации перешел в ведение марки и стал штаб-квартирой Fendi. В конце января на первом этаже палаццо открылась выставка «Матрица» итальянского скульптора, яркого представителя течения arte povera Джузеппе Пеноне, которая продлится до 16 июля.

Пеноне творит уже 40 лет и давно зарекомендовал себя одним из самых оригинальных современных скульпторов. Он ставит деревья на макушки корнями вверх, собственными руками вырубает из деревянных колоссов тонкие фигуры, наполняет музейные залы сухими листьями или собирает их в кучу и падает в них ничком, рисует человеческие лица колючками, а отпечатки пальцев делает объемными и выливает их из бронзы, спиливает годичные кольца деревьев по окружности до тонкого скелета или, наоборот, опустошает внутри, оставив одинокую трубу из коры. Для него искусство — это всегда связь человека с природой.

Как объясняет сам Пеноне, каждая его работа меняется в зависимости от места, где она установлена, и все они ведут диалог с пространством и меняют его восприятие. Они рождаются из единения материи и места и в то же время выходят из риторики материалов и культуры, подчеркивают контраст между необходимыми вещами и пустой демагогией.

Курирует выставку Массимилиано Джони, естественно, тоже итальянец, художественный руководитель Нового музея в Нью-Йорке и куратор 55-й Венецианской биеннале современного искусства. Выставка работ Джузеппе Пеноне — важное институциональное событие, поскольку собрала в одном месте лучшие работы художника наряду с новыми произведениями, созданными специально для нее, и редкими экспонатами, которые показывают в Италии впервые. Вся экспозиция выстроена как загадочная иллюзия присутствия природы внутри замершего каменного пространства первого этажа палаццо. Как всегда у Пеноне, это диалог — на этот раз истории, культуры, времени и естества природы.

Название выставке дало одно из самых впечатляющих произведений автора — «Матрица», 30-метровая скульптура из ствола ели. Дерево, распиленное вдоль на две половины, с вырезанной сердцевиной, открывает прошлое старой ели, показывая, как статичный предмет может постоянно меняться внутри.

На выставке можно увидеть знаменитое на весь мир произведение «Повторяя лес». Ряд тонких стволов на объемных основаниях — не что иное, как вырезанные из цельных бревен скульптуры, которые обнажают скелет дерева. Другая серия, «Каменные листья», демонстрируется в Италии впервые. Фрагменты стволов и капителей древних колонн висят на тонких ветвях деревьев, которые склоняются под тяжелыми глыбами, — понятная аллегория связи природы и истории в исполнении Джузеппе Пеноне. Отдельного внимания заслуживают полотна из серии «Контакт» — огромные картины с еле различимыми фрагментами человеческого лица, которые выложены тысячами шипов акации. Острые, но нежные колючки показывают даже не лица, а будто их мимолетное проявление на холсте, похожее на след отпечатка пальца. Помимо многих других произведений, выставка включает две скульптуры, установленные за пределами дворца; одна из них — 20-метровая «Ель» — создана специально для этой выставки и предстала перед публикой впервые.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+