Что случилось в мире искусства 27 декабря

Признание фильма Центра Рерихов пропагандой, сравнение графики Гойи и Дали в ГМИИ, выставка о Юрии Григоровиче в Бахрушинском музее, обнаружение в Эрмитаже утерянной античной скульптуры и другие новости дня — в нашем вечернем обзоре

Бронзовая статуя "Виктория Кальватоне" хранится в Государственном Эрмитаже с 1946 г. Фото: Государственный Эрмитаж
Бронзовая статуя "Виктория Кальватоне" хранится в Государственном Эрмитаже с 1946 г.
Фото: Государственный Эрмитаж

В запасниках Эрмитажа нашли античную скульптуру, которую считали утерянной. Речь идет о Виктории Кальватоне, названной так в честь итальянской провинции Кальватоне, где бронзовую статую обнаружили в 1836 году. В 1841 году директор немецкой картинной галереи Густав Фридрих Ваген приобрел коллекцию скульптур, в том числе Викторию Кальватоне, для Королевского музея в Берлине, куда она поступила весной 1842 года. Немецкий музей утратил ее в годы Второй мировой войны. Фонд прусского культурного наследия и Государственный Эрмитаж уже договорились о совместном научном изучении и реставрации скульптуры.


Симон Вирсаладзе. Эскиз костюмов рабынь к балету "Спартак" Арама Хачатуряна. Постановка 1968 г., балетмейстер Юрий Григорович. Государственный академический Большой театр СССР
Симон Вирсаладзе. Эскиз костюмов рабынь к балету "Спартак" Арама Хачатуряна. Постановка 1968 г., балетмейстер Юрий Григорович. Государственный академический Большой театр СССР

Выставка «Эра Григоровича» открылась в Бахрушинском музее в Москве. Она приурочена к 90-летию знаменитого хореографа. Среди экспонатов — материалы из фондов Театрального музея имени А.А.Бахрушина, Большого и Мариинского театров, Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства и личного собрания Юрия Григоровича. Отдельный раздел выставки посвящен многолетнему соавтору балетов Григоровича, театральному художнику Симону Вирсаладзе. Григорович отметит юбилей 2 января 2017 года. В этот день в Большом театре покажут «Щелкунчика», открыв спектаклем фестиваль балетов Григоровича.


Дом-мастерская Константина Мельникова. Фото: Архив The Art Newspaper Russia
Дом-мастерская Константина Мельникова.
Фото: Архив The Art Newspaper Russia

Ранее неизвестные работы Константина Мельникова опубликуют в Сети. Сотрудники Музея Константина и Виктора Мельниковых сообщили TANR, что оцифруют и опишут около 14 тыс. предметов и документов, находящихся в знаменитом доме-мастерской в Кривоарбатском переулке. Проект «Открытый Мельников» должен стартовать весной 2017 года. Есть надежда, что параллельно начнутся исследовательские работы, которые предварят реставрацию самого дома архитектора. Подробнее о планах институции читайте в нашем материале.


Сальвадор Дали. «Сон разума рождает чудовищ». Из серии «Капричос». 1977. Из собрания Бориса Фридмана. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Сальвадор Дали. «Сон разума рождает чудовищ». Из серии «Капричос». 1977. Из собрания Бориса Фридмана.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Графику Франсиско Гойи и Сальвадора Дали сравнят в ГМИИ им. А.С.Пушкина. На выставке покажут серии сатирической графики «Капричос» двух мастеров. В пресс-службе музея напомнили, что цикл «Капричос» создан Франсиско Гойей в конце XVIII века. В 1977 году Сальвадор Дали представил свой вариант этой серии, взяв за основу офорты Гойи, дополнив их сюрреалистическими видениями и сделав их цветными. Выставка откроется в главном здании ГМИИ им. Пушкина 24 января и продлится до 12 марта.


Николай Рерих. "София-Премудрость". 1932 г. Фото: Международный Центр Рерихов
Николай Рерих. "София-Премудрость". 1932 г.
Фото: Международный Центр Рерихов

Минкульт признал фильм Международного центра Рерихов пропагандистским. Как передает РИА Новости, создатели картины «Зов космической эволюции» анонсировали свое произведение как посвященное биографии Николая Рериха. Однако в Министерстве культуры РФ сочли, что демонстрируемая в фильме нацистская символика используется в целях пропаганды. «Фильм, заявленный как биография Н.К.Рериха и обзор его творчества, по существу представляет собой пропаганду одной из разновидностей религиозной идеологии, — пояснили в пресс-службе ведомства. — Автор фильма подводит к идее противостояния сторонников „нового“, олицетворяющего „свет“, носителями которого является МЦР, и „тьмы“, „невежества“. Зрителю внушается мысль, что „тьмой“, „невежеством“ и противниками „космической эволюции„ являются в том числе Церковь, органы государственной власти и даже федеральные музеи».

Самое читаемое:
1
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
Грандиозная выставка в Новой Третьяковке призвана показать «новый взгляд» на Михаила Врубеля, трех «Демонов» сразу и графику, сделанную художником в больнице. По-новому взглянул на наследие Врубеля и арт-критик Михаил Боде
02.11.2021
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
2
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
Реэкспозиция живописи старых мастеров в главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина понемногу готовит нас к изменениям, которые ждут музей после глобальной реконструкции
01.11.2021
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
3
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
4
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
5
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
6
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
7
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+