18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Крупнейший фотоархив остался без концепции

Фотографическая история. 1840–1950. Из фондов РГАЛИ / Научная группа: Е. Я. Березнер, Т. М. Горяева, Г. Р. Злобина и др. М.: Арт-Волхонка, 2013. 344 с.

Сборник фотодокументов, подготовленный на базе обширной коллекции Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ), вошел в шорт-лист номинации «Арт-книга» конкурса «Книга года — 2013». Однако это не отменяет странной непоследовательности издания.

Перед нами книга посвоему удивительная. Обычно, когда серьезная фотографическая коллекция хочет поведать миру о себе, создается выборка «лучшего» с аннотациями, как, например, сделал Музей Людвига в каталоге Фотография ХХ века, либо история излагается через эволюцию идей и события: так построены книги Коллекция: Фотографии Центра Помпиду и История фотографии (1839–1925) Музея Орсе. Когда архив насчитывает десятки тысяч работ, в них невозможно ориентироваться без представления о качестве, исторической и художественной значимости. Чем больше информации, тем сложнее с ней работать вне иерархических систем.

Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ) сформирован в некотором роде случайно — из личных фондов разных деятелей науки, искусства, партии и правительства — и не является публичным музеем. Можно предположить, что никакой работы, направленной на создание слитной истории фотографии, здесь не проводилось. В этом можно честно признаться и описать то, что есть. Но и для такого описания все равно нужен специалист, который предложит навигацию, «дорожную карту». Книгу предваряют аж три статьи от составителей, и ни в одной внятно не говорится о принципах отбора. Директор РГАЛИ Татьяна Горяева волюнтаристски заявляет: «В истории фотографии немало славных имен мастеров, творивших в жанре портрета. И все же среди них имя Моисея Соломоновича Наппельбаума (1869–1958) является, пожалуй, наиболее значительным». Это было бы милой вкусовщиной, если бы не амбиции. Так, Ирина Чмырева пишет: «Фотографическая история. 1840–1950 — публикация к изучению истории российской фотографии, но поскольку эта история является неотъемлемой частью развития мировой фотографии, то эта книга становится сжатым изложением и ее истории, изменения ее стилей, жанров, эволюции техники». Весьма обязывающее заявление.

А далее открываем собственно книгу и перестаем вообще что-либо понимать, потому что здесь нет деления на главы или стили — и никаких пояснений. Нет явной хронологической последовательности. Первая иллюстрация — юный Сережа Эйзенштейн на портрете 1908-го, далее пара салонных композиций 1900–1902 годов, а следующий разворот — жанровые работы 1873–1882 годов (отскочили на 30 лет назад!). Самая старая работа — в середине: Портрет А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов неизвестного автора первой половины 1850-х.

Нет и тематической последовательности. На одном развороте слева Вознесенские ворота и Иверская часовня П. Павлова (1870–1880-е), а рядом портрет Чехова (Л. Пономарев, 1902). Документальные кадры времен Русско-японской войны. Здесь же Свищов-Паола времен пикториализма — и сразу же его портреты священников начала 1950-х, а затем обратно в 1920-е (актеры и балерины). Михаил Кауфман (брат и оператор Дзиги Вертова) — и рядом Сталин с Калининым на Мавзолее, официоз Евгения Явно. Возникает ощущение, что составители сознательно заметают следы и разрушают контексты. Когда читатель закрывает книгу, в голове у него остается странный шум от полученной бессистемной информации, а на губах привкус имперско-советской лжи: была довольно милая страна, «и хруст французской булки», а потом стал неожиданно Советский Союз, но это еще лучше, потому что какая техника, какие стройки! И потом вообще наступает полный Лисицкий и Крученых! Остается надеяться, что за этим каталогом последуют другие штудии, менее амбициозные и более познавательные. ‡ - Лариса Гринберг, владелица галереи фотографии Grinberg

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+