18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Привидение. Дикое, но симпатичное

№49
Материал из газеты

Под пером кладбищенского историка. Куратор Музея Виктории и Альберта раскрывает тайну маркиза д'Уази, монаха, актера и мебельщика

У Джулиана Литтена есть не только завидный кураторский стаж в Музее Виктории и Альберта, но еще и прозвище «кладбищенский историк», возникшее из-за его навязчивого интереса к теме смерти и странным покойникам. Вот и нынешний очерк выглядит попыткой упокоить с миром одно личное привидение Литтена, преследующее его со времен, когда он, еще будучи впечатлительным подростком, впервые открыл для себя великолепие церкви в Такстеде в графстве Эссекс.

В истории английского католицизма начала XX века Такстед занимает особое место благодаря Конраду Ноэлу, местному викарию с 1910 до 1942 год. Возможно, Ноэл был святым, и уж точно мечтателем; вокруг себя он собрал кружок таких же одаренных чудиков, среди которых самым странным и наиболее одаренным был герой Литтена. «Кладбищенский историк» рассказывает так до конца и не разгаданную биографию человека, известного как маркиз д’Уази. Настоящее имя его героя — Амброз Томас (1881–1959); рожденный и умерший католиком, большую часть жизни он заигрывал с разными экзотическими формами англиканства. Побывал монахом. Подвизался в актерстве, площадного такого толка, а еще мастерил всякую утварь для домашнего и богослужебного обихода. Окруженный покровителями, он тем не менее вечно был по уши в долгах; намеки на его аристократических предков оказались выдумкой. Литтена заинтересовала сделанная им мебель (приведенные в книге иллюстрации передают ее старомодное очарование). С нее-то все и началось. Сэр Рой Стронг пишет в предисловии: «Я понимаю восхищение автора этим ускользающим эксцентричным персонажем… словно бы сошедшим со страниц писем барона Корво». Знавшие Ноэла вспоминают о его кружке как об обществе людей, счастливых своей долей, а очерк Литтена — дань великодушия фрику, мало интересного большинству. Однако именно эта обаятельная этнография пробудила мое желание вновь посетить Такстед и даже совершить паломничество к могиле маркиза в Грейт-Данмоу.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+